На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Нечаева В.

 

После окончания Войны за Независимость, в которой американские колонисты боролись за политические права, более половины населения Америки оказались их лишены. Основную часть составляли женщины, прав также не было у рабов, контрактных слуг и неимущих.

Принято считать, что аболиционистское движение, пик которого как раз приходится на середину XIX века, оказало значительное влияние на подъём суфражизма. Именно на Первом всемирном конвенте против рабства, проходившем в 1840 году в Лондоне, две будущие основоположницы движения за права женщин – Элизабет Кэйди Стэнтон (Elizabeth Cady Stanton) и Лукреция Мот (Lucretia Mott) – твёрдо решили вести активную деятельность, после того как подверглись значительной дискриминации по половому признаку в ходе конференции.

Религиозная группа квакеров, известных как Религиозное общество друзей (Religious Society of Friends), также способствовала распространению прогрессивных идей. Через дома наиболее известных квакерских семей проходила т.н. "Подземная железная дорога", по которой осуществлялось освобождение рабов, а отколовшаяся в июне 1848 года группа Прогрессивных друзей пропагандировала полное равноправие женщин.

Годом начала длительной борьбы за избирательное право женщин в США принято считать 1848 год, когда состоялся съезд в местечке Сенека Фолз (Seneca Falls), штат Нью-Йорк, на котором около трёхсот мужчин и женщин высказали жалобы и составили список необходимых действий. Элизабет Стэнтон составила Декларацию Чувств, иногда именуемую также Декларацией Прав и Чувств, подписанной в ходе Конвента. За основу документа была принята Декларация Независимости США, и Стэнтон утвердила, что «все мужчины и женщины были созданы равными» [1], а также выдвинула 18 обвинений мужчинам – ровно столько же, сколько американские колонисты в своё время выдвинули Георгу III.

Как и следовало ожидать, Конференция не вызвала одобрения в обществе и прессе. Фредерик Дуглас, известный аболиционист, суфражист, оратор и общественный деятель, бывший раб, писал в «Северной Звезде»: «Дискуссия о правах животных вызвала бы более доброжелательные отклики тех, кто считаются мудрыми и благодетельствующими в нашей стране, нежели дискуссия о правах женщин»[2]. Несмотря на неудобства, вызываемые негодованием общественности, Стэнтон оставалась верной своему делу. Когда в Нью-Йоркском Геральде был в насмешку опубликован полный текст Декларации Чувств, она обрадовалась вниманию прессы, пусть даже искажённому. «Это заставит женщин задуматься, и мужчин тоже; а когда мужчины и женщины думают о новом вопросе – это уже шаг к прогрессу»[3], – говорила она.

После Гражданской войны, которая на время приостановила суфражистское движение, активистки разделились по вопросу объединения с кампанией за предоставление бывшим рабам избирательных прав. Элизабет Стэнтон, Лукреция Мот, Люси Стоун (Lucy Stone) и Сьюзен Энтони (Susan B. Anthony) боролись за принятие конституционных поправок, которые наделили бы правами одновременно женщин и чернокожих. Американская ассоциация равных прав (American Equal Rights Association) была основана ими в 1866 году, председателем была избрана Мот, и первая встреча состоялась в Бостоне.

Когда принятые 14 и 15 поправки, расширявшие права чернокожих мужчин, не включили в себя соответствующие пункты относительно прав женщин, Стэнтон и Энтони порвали с Ассоциацией Мот и создали Национальную женскую ассоциацию суфражизма (National Woman Suffrage Association), которая выступала против 15 поправки и принимала в свои ряды только женщин. Другая отколовшаяся группа, Американская ассоциация женского суфражизма (American Woman Suffrage Association), поддерживала 15 поправку и считала её необходимым шагом к расширению избирательных прав.

Позднее к национальным организациям присоединились женские клубы, которые с конца 1860х начали уделять большое внимание правам женщин. Члены Женского христианского союза трезвости (Women's Christian Temperance Union) также вступили в борьбу за суфражизм. В 1890 году две соперничающие организации объединились под руководством Кэрри Чапмэн Кэт (Carrie Chapman Catt) и Анны Говард Шоу (Anna Howard Shaw) в Национальную американскую женскую ассоциацию суфражизма (National American Woman Suffrage Association). С 1900 по 1920 год ассоциация вела активную пропаганду суфражизма, и, за исключением случая с Элис Пол (Alice Paul), которая образовала радикальный Конгрессионный союз (Congressional Union), сохраняла единство. Члены союза, созданного в 1913 году, организовывали пикеты, голодные забастовки и другие экстремальные формы неповиновения в попытке получить поправку, уравнивающую мужчин и женщин в правах. Пол и её сторонники были исключены из Национальной ассоциации, но привлёкшие внимание общественности методы борьбы поставили вопрос о правах женщин в центр повестки дня.

В ходе Первой Мировой войны женщины впервые активно включались в развитие событий и играли большую гражданскую роль, работая на заводах и фабриках, помогая в тылу. После окончания войны усилившаяся Национальная американская женская ассоциация суфражизма не замедлила напомнить президенту Вильсону и Конгрессу, что женский труд должен быть вознаграждён предоставлением равным политических прав. Вудро Вильсон, склоняющийся к равноправию женщин, в речи 18 сентября 1918 года заметил: «В этой войне женщины стали нашими партнёрами. Должны ли мы рассматривать их как партнёров по страданиям и тяжёлому труду, или также как партнёров в правах?»[4].

Менее чем через год Палата представителей проголосовала 304 голосами против 90 за принятие новой поправки к Конституции: «Право голоса граждан Соединённых Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединёнными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола. Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства»[5].

4 июня Сенат Соединённых Штатов также одобрил поправку 56 голосами против 25, и затем она была отправлена в штаты, где её прохождение оказалось очень непростым и было завершено только к августу.

Осознание выигранной с таким трудом борьбы, однако, не положило конец суфражистскому движению. Реформаторы из Конгрессионного союза основали Национальную женскую партию (National Women's Party), которая продвигала законы о полном равенстве мужчин и женщин. Национальная американская женская ассоциация суфражизма стала Лигой женщин-избирателей (League of Women Voters), которая работала над обучением избирателей политическим аспектам, при этом не примыкая ни к одной из партий. Ослабляющееся с 30х годов XX века движение снова набрало силу в 1960е, когда борьба за экономическое и социальное равноправие женщин стала частью разворачивающегося движения за гражданские права.


  1. Seneca Falls Convention July 19-20, 1848 // http://www.npg.si.edu/col/seneca/senfalls1.htm
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Lewis J. J. August 26, 1920. The Day the Suffrage Battle Was Won // About.com: Women’s History // http://womenshistory.about.com/od/suffrage1900/a/august_26_wed.htm
  5. Иванян Э. А. История США. Хрестоматия. М., 2005. С. 57.

Литература

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить