На главную страницу


Нечаева В.

Создание моста через Ист-ривер в первой половине XIX века казалось невыполнимым с инженерной точки зрения, хотя с практической имело бы огромную выгоду. Главной причиной затруднений была сама Ист ривер, которая, несмотря на название, не является рекой. Это, скорее, широкое устье с морской водой, подверженное вихрям и приливам с отливами. Кроме того, эта водная артерия по количеству судов являлась чуть ли не самой оживлённой в мире, что означало необходимость подвесной конструкции. А это значило, что мост должен быть самым протяжённым из всех когда-либо построенных.

Джон Реблинг, эмигрировавший в США из Германии в 1831 году, первым применил проволочный канат для подвесного моста в Питсбурге. О создании моста, соединяющего Манхэттен и Бруклин, Реблинг задумался ещё в 1857 году и  начал создавать чертежи башен, держащих канаты моста. Нью-Йоркская легислатура учредила создание кампании по строительству моста лишь в 1869, и Реблинг был назначен главным инженером. Ещё одной его инновацией стало использование стали в строительстве вместо традиционного железа, что сделало конструкцию гораздо более прочной. Однако очень скоро случилось непредвиденное. Джон Реблинг повредил ногу на стройке, у него развился столбняк, и через месяц он умер. Главным инженером стал его сын Вашингтон Реблинг.

 

Джон Реблинг

 

Специальные водостойкие кессоны были разработаны для создания прочного подводного фундамента двух огромных башен моста. Строители были подвержены постоянным рискам, в частности, мучительному, калечащему и смертельно опасному состоянию, так называемой кессонной болезни, вызываемой появлением азотных пузырьков в крови и возникающей при резком переходе от высокого давления водной среды к нормальному атмосферному давлению.

 


Кессоны под башнями моста

 

Сам Реблинг был поражён болезнью, когда спустился, чтобы проконтролировать работу на кессоне, и навсегда остался инвалидом. Инженер был вынужден наблюдать за работами из окна своей квартиры на Бруклинских высотах. Его жена Эмили каждый день передавала инструкции Реблинга на стройку, в связи с чем стали появляться сплетни о том, что женщина тайно является главным инженером.

Когда завершилось укрепление кессонов и строительство каменных башен над водой, высота которых достигла 278 футов (приблизительно 84 м), началась работа над четырьмя огромными троссами, которые должны были поддерживать проезжую часть. На это потребовалось немного больше года, но строительство самой дороги заняло ещё 5 лет.

К трудностям, которыми сопровождалось сооружение моста, добавилась коррупция. Известен скандал, связанный с покупкой некачественного троса, который до сих пор находится в конструкции моста, так как на момент раскрытия аферы уже был прочно закреплён, и заменить его не было никакой возможности. Вашингтон Реблинг гарантировал безопасность моста, приняв дополнительные меры по его укреплению.

В общей сложности сооружение Бруклинского моста обошлось в 15 миллионов долларов, что вдвое превосходило расходы, первоначально предполагаемые Джоном Реблингом.

Никакого официально учёта смертности на стройке не велось, но приблизительно подсчитано, что около 30 человек погибло в различных происшествиях.

Торжественное открытие моста состоялось 24 мая 1883 года. Оно праздновалось не только музыкой, салютом и парадом в Манхэттене и Бруклине, но и по всей стране. Американцы понимали, что этот мост – нечто большее, чем связь между двумя городами (Бруклин станет районом Нью-Йорка только в 1898 году). Это воплощение индустриальной революции не в угрюмом промышленном оборудовании, а в сооружении, обладающем изяществом готического собора и вдохновляющем художников, поэтов и писателей благодаря своей энергетике. Один из символов Нью-Йорка, Бруклинский мост, бесспорно, входит в число красивейших архитектурных и инженерных творений мира.

 

 

Литература: