На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

 Работая над текстом конституции в 1787 году, отцы-основатели США уделили вопросу о возможной смерти, отставке или недееспособности президента страны лишь самое поверхностное внимание. В тексте основного закона было указано, что в подобных ситуациях власть переходит к вице-президенту, а если и он «сойдет с дистанции», дальнейшую судьбу президентства будет определять конгресс с помощью специального закона «О президентской преемственности» (его первая редакция была разработана в 1792 году).

На протяжении многих десятилетий, президенты США не давали повода усомниться в своей дееспособности, и исправно доживали до конца отведенного конституцией срока пребывания на высшем государственном посту.

Со смертью действующего президента американцы впервые столкнулись 4 апреля 1841 года, когда президент Уильям Генри Гаррисон, только месяцем ранее принесший инаугурационную клятву, скончался от пневмонии.

 

 

Вице-президент Джон Тайлер был не особенно любим и уважаем членами новой вигской администрации, поэтому некоторые ее участники стали выступать за наделение Тайлера ограниченными полномочиями в качестве «исполняющего обязанности» президента, а не полноправного хозяина Белого дома.

Конгрессу пришлось вмешаться и подтвердить полноценный статус Тайлера, что, впрочем, не уберегло его от презрения со стороны политических оппонентов, именовавших нового главу администрации не иначе как «Ваше Случайничество».

Две следующих президентских смерти, Закарии Тэйлора в 1850 и Авраама Линкольна в 1865 году, не вызвали серьезных затруднений в плане передачи полномочий вице-президентам, а вот история с мучительной и долгой агонией президента Джеймса Гарфилда в 1881 году уже заставила американских законодателей шевелиться.

 

 

Гарфилд был ранен в ходе покушения 2 июля, а умер лишь 19 сентября 1881 года, продержав государственную машину США в подвешенном состоянии на протяжении двух с половиной месяцев.

Проблема заключалась в том, что вице-президент Честер Артур не мог принять полномочия главы Белого дома до тех пор, пока сохранялись шансы на выздоровление Гарфилда. Ни в конституции, ни в иных законах, ничего не говорилось о подобной ситуации, о временной неспособности президента исполнять свои обязанности. Произнесение инаугурационной клятвы Артуром могло создать юридическую коллизию, когда у США оказалось бы одновременно два президента.

Так сложилось, что помимо умирающего президента, летом 1881 года Америка столкнулась еще и с кризисом в конгрессе: посты временного председателя сената и спикера палаты представителей были вакантны. А ведь лишь эти два должностных лица по закону 1792 года могли последовательно претендовать на президентский пост в случае одновременных проблем с президентом и вице-президентом! Что же следовало делать в случае смерти Гарфилда и, скажем, болезни Артура?

В итоге, после очередной смерти на посту, на этот раз вице-президента Томаса Хэндрикса, в 1886 г. в закон о переходе президентских полномочий вместо глав палат конгресса внесли членов президентского кабинета: первым госсекретаря, и за ним и всех остальных. Теперь уж точно кто-нибудь мог заполнить президентскую вакансию даже в самых неожиданных ситуациях.

Но самый чувствительный вопрос, о временной передаче президентских полномочий, так и не был решен.

В 1901 году жертвой покушения пал президент Уильям Маккинли. Вице-президент Теодор Рузвельт наследовал пост без особенных проблем, хотя ему и пришлось ради этого в экстренном порядке возвращаться из охотничьей экспедиции в Адирондакские горы.

А вот в 1919-1920 годах Америка пережила, наверное, самый серьезный кризис президентства, связанный с тяжелой болезнью Вудро Вильсона, которую его приближенные на протяжении нескольких месяцев скрывали даже от членов президентского кабинета. Несмотря на очевидную недееспособность (Вильсона разбил паралич, он почти ослеп и не общался ни с кем, кроме жены и лечащего врача), президента не решились отстранить от власти, чтобы не усугублять политическую ситуацию, которая и так была неспокойной после окончания Первой мировой войны. В итоге, едва способный разговаривать Вильсон оставался президентом до завершения своего срока в марте 1921 года.

 

  

 

В 1923 и 1945 годах последовали еще две смерти президентов на посту: Уоррен Гардинг и Франклин Д. Рузвельт скончались от болезней. Преемник последнего, Гарри Трумэн, пролоббировал принятие поправок в Закон о переходе президентских полномочий, и в 1947 году в него были возвращены спикер палаты представителей и временный председатель сената в качестве первых «наследников» президентского поста после вице-президента (при этом они поменялись друг с другом местами по сравнению с ситуацией до 1886 года).

Таким образом, возникла схема, действующая до сих пор: пост президента переходит, последовательно, к  вице-президенту, спикеру, временному председателю сената, госсекретарю и далее другим членам кабинета министров (очередность определяется временем создания того или иного министерства). Этот перечень, в определенном смысле, может считаться отражением формальной политической иерархии государственных должностей в США.

После убийства президента Кеннеди в 1963 году, тема президентской преемственности опять вышла на поверхность. В 1965 году был внесен законопроект, вскоре превратившийся в 25-ю поправку к конституции (вступила в силу в феврале 1967 года). Важнейшим новшеством стало наделение президента правом назначать (с согласия конгресса) вице-президента, в случае, если этот пост окажется вакантным.

Такие ситуации ранее возникали во всех случаях смертей президентов на своем посту, кроме того, вице-президенты иногда и сами умирали (семь эпизодов), а также уходили в добровольную отставку (один раз, в 1832 году). В результате, пост вице-президента пустовал до следующих выборов и "плановой" инаугурации, что создавало некоторые неудобства: например, при проблемных (50 на 50) голосованиях в сенате, где голос вице-президента по конституции является решающим.

Еще одно существенное изменение, внесенное 25-й поправкой, заключалось в предоставлении президенту права временно передавать полномочия вице-президенту на случай болезни. Гарфилду и Вильсону было бы проще бороться со своими недугами, да и американцам жилось бы гораздо спокойнее в 1881 и 1920 годах, догадайся законодатели разработать подобную норму на несколько десятилетий раньше.

Положением 25-й поправки, вызвавшим наибольшие дискуссии, стал пункт о насильственном отстранении президента от власти в случае, если он «не может или не хочет исполнять свои полномочия надлежащим образом», и отказывается признавать этот факт. В такой ситуации вице-президент вместе с большинством министров получили право временно отстранить президента от должности, с наделением на этот период президентскими полномочиями вице-президента. Этот вариант, неофициально именуемый «ядерным ударом» (nuclear option), до сих пор никогда не применялся на практике, и не вполне ясно, как в случае чего министры смогут объявить президента недееспособным, если в его власти уволить их в любой момент.

Довольно скоро, в 1973 году, президент Ричард Никсон воспользовался полномочиями, появившимися у него по 25-й поправке, и назначил нового вице-президента Джеральда Форда на место обвиненного в коррупции и ушедшего в отставку Спиро Агню.

И этот «неизбранный вице-президент» стал президентом США в августе 1974 года, когда сам Ричард Никсон был вынужден покинуть свой пост в результате Уотергейтского скандала.

 

  

 

Весьма востребованным оказалось и положение о временной передаче полномочий. Рональд Рейган и Джордж Буш-младший трижды передавали полномочия своим вице-президентам, в общей сложности на 12 часов. Интересно, что во всех случаях причиной были операции под наркозом по удалению полипов из прямой кишки.

Тем не менее, после покушения 30 марта 1981 года, из-за которого Рональд Рейган несколько недель находился в стационаре, 25-я поправка не применялась, президент никому своих полномочий не передавал.

К настоящему времени, последним эпизодом временной передачи президентских полномочий, остается операция, перенесенная Джорджем Бушем-младшим 31 июля 2007 года. А последним “внеплановым” назначением на высший пост — назначение Джеральда Форда 9 августа 1974 года, в связи с отставкой Никсона. Кроме того, Форд вскоре использовал полномочия, данные ему 25-й поправкой, и назначил 19 декабря 1974 года своим вице-президентом Нельсона Рокфеллера.

Еще до инаугурации нынешнего президента США, Дональда Трампа, стали активно обсуждаться возможные варианты его преждевременного ухода со своего поста. Шла речь и об импичменте, и о возможном покушении, и о проблемах со здоровьем самого пожилого президента за всю историю. Конечно, Трамп и его сторонники рассчитывают, что всё это останется на уровне разговоров. Но в случае чего — американская государственная машина подготовлена к любому стечению обстоятельств.

 

Подробнее на эту тему: Connor J. The Hardest Call: What Happens When The President Can’t Govern? // HistoryNet. 9.02.2017

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить