На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Алексей Бовыкин


 

«Авианосец класса «Нимитц» – это 4.5 акра суверенной мобильной американской территории».

Поговорка американских морских офицеров.

 

Одним из главных факторов поддержания лидерства (или все же гегемонии?) США в мире является наличие сильнейших в мире вооруженных сил. Словосочетание «американская армия» вызывает в памяти образы морских котиков, «абрамсов» и авианосцев (что не совсем точно, т.к. к армии в узком смысле они не относятся).

Если представить на пару минут, что вы не знаете что такое авианосец, и как он выглядит, то внешнее описание будет более чем впечатляющим. Это крупнейшие из когда либо построенных за всю историю человечества военные корабли, которые достигают нескольких сотен метров в длину, несут в трюме несколько ядерных реакторов (!), а команда их может достигать пяти тысяч человек. Однако мало того, что этот левиафан с атомными батарейками на борту может месяцами не заходить в порт и появляться в любой точке водного пространства, он еще и приносит с собой смерть в виде ракет и десятков самолетов.

Начало истории авианосцев, однако, было достаточно прозаичным, потому как первые несколько десятков лет их не воспринимали всерьез. С момента доклада военно-морского атташе США во Франции (1908 год), в котором тот впервые описал полезность авиации для военно-морских сил, и до атаки японцев на Перл-Харбор потенциал этого вида кораблей оставался в тени. Это объяснялось тем, что первые из авианосцев являли собой довольно жалкое зрелище и годились только для разведки. Важную роль в истории авианосного флота сыграл Вашингтонский договор 1922 года, ограничивший тактико-технические характеристики линкоров, которые считались в то время главной силой на морях, но оставивший в неизменном виде параметры авианосцев. Однако и тогда их роль адмиралы видели, прежде всего, в сопровождении конвоев, противовоздушной обороне и поддержке более крупных кораблей флота.

В 1940 году авианосцы как самостоятельный наступательный класс кораблей впервые проявили себя. Два десятка самолетов с британского авианосца «Илластриес» нанесли авиаудар по базе итальянского военно-морского флота Таранто. Атака увенчалась успехом: три новых (или только что модернизированных) корабля были выведены из строя. Британцы не могли знать о столь удачном исходе, но доступ на базу имели японцы – союзники фашистской Италии. Они по достоинству оценили преимущества авиации в морской войне.

В 1941 году японский флот, в состав которого входило шесть авианосцев, атаковал Перл-Харбор и нанес сокрушительно поражение ВМС США. Это событие стало поворотным пунктом в оценке авианосцев и авиации на море. Линкоры стремительно теряли лидирующие позиции.

К концу Второй Мировой войны в составе американского военно-морского флота насчитывалось 19 тяжелых, 9 легких и 71 эскортный авианосец (sic!). Во всем мире ни у одной враждебной США державы не было даже приблизительно сопоставимого флота. Советский Союз за весь период Холодной войны так и не обзавелся значительным авианосным флотом.

Во многом роль авианосцев снизилась с появлением управляемых ракет и МБР с ядерным оружием. Однако и на сегодняшний момент они представляют собой более чем внушительную силу. К их основным преимуществам относят возможность быстро нарастить локальное преимущество в ВВС и нанести удар по противнику. При этом передислокация и наращивание базирующейся на суше авиации занимает большее время, чем перемещение авианосцев. Они могут наносить удары по вражескому флоту, обеспечивать прикрытие при десантных операциях и завоевывать контроль над воздушным пространством. На сегодняшний день, авианосцы - это основа американского флота.

Авианосец "Энтерпрайз" - самый длинный боевой корабль в мире ( его длина - 342 м).

Авианосцы не действуют в одиночку, т.к. им необходима защита, в первую очередь от подводных лодок. Поэтому, они составляют основу авианосной ударной группы (АУГ), в состав которой, помимо собственно одного авианосца, входят десятки кораблей ПВО, ПЛО (противолодочная оборона), плавучие радиолокационные станции и т.д. Кроме того, в состав АУГ входят несколько кораблей поддержки, предназначенных для снабжения всей этой армады эсминцев, эскадренных миноносцев и т.д. По сути, все эти корабли призваны обеспечить безопасное и эффективное применение авианосцем своей боевой мощи. Несколько АУГ формируют оперативный флот ВМС США (2-й, 3-й, 4-й флоты и т.д.)  На сегодняшний день у Соединенных Штатов 19 авианосцев, более половины из которых относятся к сверхтяжелым – авианосцы класса «Нимитц» водоизмещением около 100 тысяч тонн. При этом все остальное человечество имеет 12 не сопоставимых по мощи авианосцев, которые не формируют АУГ.

Современные авианосцы несут на борту до 90 самолетов и вертолетов. Анонсировано введение в строй авианосцев нового класса «Джеральд Р.Форд» с применением новейших стелс-технологий. Стоимость трех кораблей подобного класса достигает 42 миллиардов долларов(!). Интересно то, что этим авианосцам вообще не потребует заправка топливом в течение всего срока службы (около 50 лет), т.к. хватит всего одной загрузки ядерного топлива. Самолеты будут поднимать на палубу четыре подъемника, а запускать четыре электромагнитных катапульты. Кроме того, до минимума сокращены размеры «острова» - так называют единственную надстройку над уровнем палубы, в которой расположены командная рубка и радиолокационные антенны. Все американские авианосцы имеют ровную палубу (в отличие, например, от советских и российских), на которой находится часть самолетов. Их не размещают в ангарах т.к. нет места – эти самолеты так и хранятся на палубе.

На сегодняшний день по боевой мощи с авианосцем может сравниться разве что российский ракетный крейсер или атомная подводная лодка с МБР на борту. Авианосец – это, бесспорно, весомый аргумент в любом споре, ведь парочка трехсотметровых боевых кораблей у собственных берегов невольно заставляет лишний раз подумать.

 

Переоборудованный в баскетбольную площадку списанный авианосец

 

Источники:

1. America’s Navy.mil

http://www.navy.mil/navydata/ships/carriers/cv-why.asp

2. Global Security.org

http://www.globalsecurity.org/military/world/carriers.htm

3.Wikipedia.org

http://en.wikipedia.org/wiki/Aircraft_carrier

4.Lenta.ru

http://lenta.ru/articles/2006/11/22/carrier/

5.Lenta.ru

http://lenta.ru/articles/2007/07/12/carrier/

 

Изображения:

1. http://topwar.ru/24966-blef-i-realnost-amerikanskiy-avianosec-tipa-nimic.html

2.http://www.navy.mil/navydata/ships/carriers/images/cvan-65c.jpg

3. http://topwar.ru/24966-blef-i-realnost-amerikanskiy-avianosec-tipa-nimic.html

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить