На главную страницу


 Алиса Сковородина

В 2012 году исполнилось 100 лет крупнейшей кинокомпании Paramount Pictures, которая, к тому же, является одной из старейших.  Сейчас как никогда студия, расположенная на территории Голливуда, находится в своем расцвете – ежегодно на экраны выходят фильмы и сериалы, сделанные именно на этом киноконцерне, и имеющие невероятный успех. От романтичных фильмов, как, например, знаменитых «Римских каникул» до пугающе реалистичных и страшных сериалов, как «Американская история ужасов» - всё это сделано именно благодаря Paramount Pictures.

Киностудия начинает свою историю еще в далеком 1912 году, когда Адольф Цукор, венгр по происхождению, основал компанию под названием Famous Players Film Company. Вместе со своими партнерами Чарльзом и Дэниэлем Фроманами он открыл первый кинотеатр, в котором показывали полнометражные художественные фильмы, ориентированные, прежде всего, на средний класс, и роли в которых играли ведущие актеры театров того времени (что соответствовало слогану компании: "Famous Players in Famous Plays"). Уже к середине 1913 года компания  Famous Players выпустила 5 фильмов, что и явилось началом успеха Цукора.

В тот же год Джесси Ласки основал другую кинокомпанию  - Lasky Feature Play Company, дебютным фильмом которой стал «Муж индианки» (англ. The Squaw Man), основанный на одноименной театральной постановке. Киновестерн, спродюссированный Сесил ДеМилль и самим Джесси Ласки, стал фактически первым фильмом, снятым на студии непосредственно в Голливуде. Успех Lasky Company заставил Цукора задуматься о слиянии с ней для создания более масштабной компании, что и произошло в 1916 году, когда была сформирована Famous Players-Lasky Corporation.

Еще в 1914 году Lasky и Famous Players пользовались услугами известного Уильяма Ходкинсона и его первой компании-дистрибьютора Paramount Pictures Corporation, с которой, усилиями амбициозного Цукора, в 1916 также было произведено слияние. С этого момента компания Famous Players-Lasky стала номером один в киноиндустрии. Впоследствии она была переименована в Paramount Famous Lasky Corporation.

 

Тогда же и  появился её известный логотип, придуманный Ходкинсоном – окаймленная звездами гора со снежной вершиной – прототип горы Бен Ломонд, расположенной в штате Юта, где, собственно, и жил Уильям. Логотип остается неизменным с того самого момента.

 

Несомненно важную роль в успешном развитии компании сыграл именно Адольф Цукор, который подписывал контракты со звездами того времени: Дугласом Фэрбэнксом, , Рудольфом Валентино, Глорией Свенсон и многими другими. Как следствие был введен такой термин, как block booking, означавший, что все кинотеатры, которые покупали фильмы со «звездным составом», были также обязаны запустить в прокат и более мелкие по масштабу картины Paramount. Такая стратегия была, безусловно, очень выгодной для компании и принесла ей не только успех, но и значительный доход.

Paramount Famous Lasky Corporation стала первой кинокомпанией в США, соединившей в себе процесс создания фильмов, их продвижение и, непосредственно, представление их публике. Фактически, она монополизировала кинопромышленность того времени. В течение 20-х годов доход компании возрос с 5,2 млн. долларов в начале декады до 15,5 млн. долларов в конце.

Но с наступлением Великой депрессии в 1929 году компания начала испытывать определенные финансовые трудности, оказалась на грани банкротства. В 1932 году ее  был вынужден покинуть Джесси Ласки, так как его обвинили в упадке Paramount Famous Lasky Corporation. В 1936 году этой участи не избежал и Цукор, когда на посту президента компании его заменил Барни Балабан, но он все также участвовал в работе компании вплоть до 1959 года в качестве Председателя Совета Paramount Pictures (компания стала носить именно такое название с середины 30-х годов, когда вышла из банкротства).

Середина столетия была отмечена выдающимися картинами таких талантливых режиссеров как Альфред Хичкок, Джон Хьюстон. На экранах появлялись новые звезды: Клодетт Колбер, Мэй Уэст, Марлен Дитрих. В этот период Paramount Pictures находилась в своем расцвете, выпуская в год примерно 70 фильмов, которые она активно продвигала, используя свою же сеть кинотеатров, а также упомянутую систему block booking.

Но в 1940 году законодательно было запрещено применять block booking и pre-selling (сбор денег авансом за еще не выпущенные на экраны фильмы, находящиеся в процессе съемок). Из-за этого компания значительно урезала свое финансирование и стала выпускать около 20 картин в год, что было в 3 раза меньше обычного. Несмотря на это, новые звезды, такие как Вероника Лейк, Боб Хоуп и Бетти Хаттон, «оживляли» немногочисленные фильмы Paramount Pictures, которые пользовались невероятным успехом, привлекая в кинотеатры большую аудиторию. Федеральная Комиссия по Торговле и Министерство юстиции открыли дело против компании, так как она стала чисто монополистической, что не соответствовало свободе торговли. В 1948 году они постановили, что кинокомпания не может больше владеть сетью кинотеатров. Впоследствии одна из главных частей  корпорации, приносившая огромный доход, была отделена, и Paramount Pictures разделилась на 2 компании: по производству фильмов («Paramount Pictures Corporation) и по их показу (United Paramount Theaters). К тому же, Paramount Pictures, которая активно продвигала свои фильмы и на телевидение, столкнулась с некоторыми трудностями в связи с антитрастовым контролем, и их вложения в телевизионные сети значительно ограничились. Таким образом, к 60-му году, компания оказалась в затруднительном положении, так как все ее проекты оборачивались неудачами. В 1966 году она была продана Чарльзу Бладорну. Он поставил во главу производства никому не известного продюсера Роберта Эванса, который фактически возродил компанию, выпустив такие картины, как «Ребёнок Розмари» (1968), «Странная парочка» (1968) и «История любви» (1970) – фильм, ставший хитом, собрав более 100 млн. долларов по всему миру и который получил 7 Оскаровских номинаций. Это стало поворотной точкой для компании, и с этого момента на студии были сняты самые успешные фильмы, ставшие иконами мировой киноиндустрии, как например, «Крестный отец», «Разговор» и «Китайский квартал».

 

80-е годы были отмечены не меньшим успехом компании: на экраны вышли фильмы различных жанров, такие как «Пятница, 13-е», «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Атлантик-Сити». С помощью дохода, полученного от картин того времени, к 90-м годам «Paramount» приобрела широкую телевизионную сеть.

В 90-е годы вышли самые масштабные фильмы, получившие широкий отклик: «Форест Гамп» (1994) и, выдающийся фильм всех времен – «Титаник» (1997).

В последние годы, Paramount Pictures стала лидером в киноидустрии. С 2005 года главой компании является Брэд Грей, внесший значительный вклад в продвижение компании на то высокое положение, которое она занимает сейчас. Его главной целью стало увеличение количества выпускаемых фильмов. В 2006 году он приобрел кинокомпанию «DreamWorks», что помимо очевидных выгод, дало «Paramount» право на распространение известных мультипликационных фильмов.

Всем знакомые фильмы начала 21 века, как «Зодиак», «Трансформеры», «Железный человек» были сделаны именно на студии Paramount Pictures. Многие из них уже стали культовыми, поэтому сложно недооценить вклад компании в глобальную кино-культуру. Paramount Pictures с каждым годом становится все успешнее, развивает мировую киноиндустрию в целом и можно сказать, что она является лидером по производству самых успешных фильмов, которые, несомненно, войдут в историю кино.

 

Литература и источники:

 

  1.  Bernard F. Dick. "Engulfed: The Death of Paramount Pictures and the Birth of Corporate Hollywood". 2001. 
  2.  Paramount Pictures official site. http://www.paramount.com/100-years-paramount
  3.  http://www.famouslogos.us/paramount-pictures-logo/
  4.  http://www.paramountstudios.com/working-on-the-lot/general-info/history.html
  5. http://en.wikipedia.org/wiki/Paramount_Pictures