На главную страницу


 

В годы Гражданской войны и последовавшей за ней большевистской диктатуры из России были вынуждены уехать несколько миллионов человек, составлявших, наверное, самую талантливую часть того поколения. Их знания и умения служили другим государствам, но Россия навсегда осталась для них родиной, поэтому, наверное, стоит пересмотреть устоявшийся негативный советский взгляд на русскую эмиграцию. Одним из выдающихся ее представителей был Игорь Иванович Сикорский, ставший пионером мировой авиации.

Сикорский родился в Киеве, в 1898 году в семье известного психиатра (его мать не работала). На его будущее повлияли детские увлечения: работы Леонардо да Винчи и фантастика Жюля Верна. По словам самого Игоря Ивановича, в возрасте 11 лет ему приснился сон, в котором он побывал на борту большого летающего судна, с множеством роскошно отделанных помещений.

В юности он окончил Петербургское морское училище и затем поступил в Киевский политехнический институт. Перед поступлением, он сопровождал отца в поездке в Германию, где узнал о полетах братьев Райт и Фердинанда Цеппелина. Это сыграло ключевую роль в жизни Сикорского – в течение 24 часов он твердо решил заняться воздухоплаванием. В институте он стал посещать «Воздухоплавательную секцию» механического кружка. В последующие годы он несколько раз ездил в Париж (Франция в то время была лидером в развитии аэронавтики), а в 1908-11 года сконструировал два первых простейших вертолета. Ни один из них не смог подняться в воздух с пилотом и Сикорский переключился на постройку самолетов. Он сконструировал шесть моделей самолетов и во время испытания одной из них был вынужден совершить жесткую посадку, т.к. двигатель перестал работать. Оказалось, что в карбюратор попал комар. Его шестая модель самолета принесла победу на московской выставке воздухоплавания в 1912 году. В результате он был приглашен на должность руководителя отдела авиастроения Русско-Балтийского вагонного завода. Здесь Сикорский решил создать первый в мире многомоторный самолет, что было довольно радикальной идеей для того времени. К этой мысли его подтолкнул тот самый попавший в карбюратор комар – Игорь Иванович решил, что самолет должен продолжать полет даже в случае потери одного двигателя. Таким самолетом стал четырехмоторный «Русский Витязь» с закрытой кабиной, что тоже было новшеством. За ним последовал прославившийся на весь мир «Илья Муромец» - крупнейший на тот момент самолет, настоящий лайнер с пассажирским салоном и уборной. После начала Первой Мировой войны он был переоборудован под бомбардировщик. Всего было построено более 80 самолетов класса «Илья Муромец» разных модификаций(на фото одна из них).

После Октябрьского переворота Игорь Сикорский некоторое время служил инженером во французских войсках, но затем решил эмигрировать и в 1919 году переехал в США. Несколько лет ему пришлось подрабатывать учителем среди русских эмигрантов. Это было тяжелое время для Сикорского, но он не оставлял надежду. В 1923 году на ферме на Лонг-Айленде он основывает компанию по производству самолетов и начинает работу над двухмоторным пассажирским самолетом с металлическим корпусом (ранее все самолеты делались, как правило, из дерева). Катастрофически не хватало денег и материалов, вся работа производилась вручную на улице т.к. у Сикорского и его рабочих – русских мигрантов - не было даже подходящего помещения.

Однажды, на ферму к Игорю Ивановичу приехал лимузин, из которого вышел Сергей Рахманинов и направился к Сикорскому. После получасового разговора, он сказал, что верит в дело конструктора и  хочет вложить 5000 $ в компанию (около 60-80 000$ в пересчете на современные деньги). Впоследствии они стали друзьями, и Рахманинов часто приезжал в дом Сикорского (на фото слева направо:барон Соловьев,Рахманинов, Сикорский). Кроме того, Сергей Рахманинов стал первым вице-президентом компании, что сразу подняло ее престиж. На эти деньги Игорь Иванович арендовал ангар, куда и перетащили самолет с помощью местной полиции. В 1924 году самолет, получивший название S-29-A (что означало «Америка») наконец взлетел и принес первые пятьсот долларов компании за перевозку двух роялей из Нью-Йорка в Вашингтон. Дела у компании наладились, ее самолеты даже  стала закупать «Pan American Airways».

В 1929 году компания Сикорского вошла в состав «United Aircraft Corporation», что дало ему возможность расширить масштаб производства. В начале тридцатых годов он разрабатывает модель S-42, прозванный «летающий клипер», т.к. этот самолет мог садиться на воду.  Он стал первым трансокеанским лайнером в свое классе.

В 1939 году Игорь Сикорский решает вернуться к юношеским проектам – он вновь занимается разработкой вертолетов. В то время преимущества вертолетов и вообще необходимость их существования были совсем не очевидны. Он конструирует модель VS-300 (по существу – развитие его самой первой модели 1909 года), которая, после двух десятков модификаций, была принята на вооружение ВВС США в 1943 году и даже приняла участие во Второй Мировой войне (на фото первая модификация). Позже вертолеты Сикорского оказались незаменимы при эвакуации раненых во время Корейской войны – конструктор гордился тем, что его машины помогли спасти тысячи жизней.

При жизни Сикорского его машины побили десятки рекордов и многие из них стали вообще первыми машинами в своем классе. Игорь Иванович разработал: первый вертолет, перелетевший Атлантический океан; первый вертолет, сделавший петлю в воздухе; первый самолет, перелетевший через Анды и т.д. На его машинах перевозили президентов, министров, космонавтов; спасали людей и перевозили почту через океан. Даже Хрущев во время своего визита в США оценил летные качества вертолетов Сикорского и приказал закупить несколько (по иронии судьбы, машины Сикорского вернулись на его Родину).

Игорь Иванович вышел на пенсию в 1957 году, но до конца жизни продолжал консультировать инженеров компании. Он умер за своим письменным столом в 1972 году.

Сикорский всегда считал Россию своей Родиной и говорил, что авиация сыграет важную роль в освоении Сибири и северных регионов страны. В эмиграции он входил в толстовское общество, регулярно посещал православные храмы и даже был членом русских монархических обществ. Вообще, он был глубоко верующим человеком (это даже вдохновило его на написание двух книг). С самого начала в его компании работали русские инженеры-эмигранты, которые затем хорошо зарекомендовали себя по всей Америке. Однако свою новую родину – США – Сикорский тоже полюбил. Он говорил, что величие этой страны создано «свободным трудом свободного человека». У Игоря Ивановича было пятеро детей от двух браков, а его сын Сергей продолжил дело отца, работая в корпорации в качестве вице-президента.

Дело Сикорского живет, и на сегодняшний день его компания одна из самых успешных в области авиастроения. Несмотря на его выдающиеся достижения в области аэронавтики, конструктор до сих пор не оценен по достоинству в России. Вообще, вся российская эмиграция предана забвению. Может быть, наконец, пришло время исправить историческую несправедливость?

 

Источники:

1. Sikorsky Archives http://www.sikorskyarchives.com/History.php

2. Sikorsky http://www.sikorsky.com/About+Sikorsky/Timeline

3. Виртуальный авиационный справочник http://www.airwar.ru/history/constr/foreign/constr/sikorsky.html

4. Wikipedia http://en.wikipedia.org/wiki/Igor_Sikorsky

 

Изображения:

1. http://www.sikorskyarchives.com/IGOR%20SIKORSKY%20SPEAKS.php

2.http://i.aviaengeneer.ru/u/pic/e4/abfa8301c24502a76fdedf174a629a/-/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%285%29.png

3. http://www.sikorskyarchives.com/Igor_Sikorsky_&_Sergei_Rachmaninoff.php

4. http://www.aeroklub.hr/zanimljivosti/vs300.jpg