На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Иванова М.

Речь пойдет о человеке, который остается в памяти американцев до сих пор. На него смотрят и как на героя,  и как на неоправданно жестокого  раба, который сконцентировал в себе всё недовольство и озлобленность чернокожих рабов, и устроил настоящий мятеж, жертвами которого стали 60 человек. Этот человек, Нэт Тернер, стал своего рода катализатором в борьбе против рабовладения. Он родился в 1800 году и работал всю жизнь на ферме в Вирджинии, носил фамилию своего хозяина, и его участь – покорно трудиться на своего хозяина, не отличалась от чьей-либо другой.




Прежде чем говорить о восстании, которое было уникальным по масштабу и резонансу, который ему удалось вызвать, необходимо обратить внимание непосредственно на его организатора. Каким он был человеком и чем он отличался от миллионов других таких же рабов, как он? Что заставило его пойти на такой серьезный шаг, как восстание? А может, ничего особенного в нем и не было – простое человеческое желание быть свободным перевесило страх и дало решительность?

Нэт обладал сообразительностью и умом, сам научился рано читать и писать, что чрезвычайно удивило всех окружающих.  Его считали особенным человеком, обладающим способностями провидца, так как у него бывали видения, которые он считал призванием к действию, исходящим от Господа Бога. В этих видениях он видел и слышал то, что привело его, так или иначе, к организации восстания.  Книга «Признания Нэта Тернера» («Confessions of Nat Turner: The Leader of the Late Insurrection in Southampton, Virginia»), которая содержит в себе разговор, происходивший между адвокатом и Тернером накануне его смертной казни,  дает нам невероятную возможность узнать «из первых уст», каким образом мыслил Тернер и как он смотрел на мир. А также узнать о видениях, которые к нему приходили, какое значение он видел в них, как долго он планировал восстание и т.д. Можно встать на позицию Нэта Тернера и посмотреть на всю ситуацию не со стороны жертв, а со стороны инициатора.




Видения вселяли в него уверенность в своей правоте и подвигали на восстание. Череда являвшихся ему несколько раз сначала Святого Духа («…Holy Ghost had revealed itself to me…”), а затем и самого Спасителя («Saviour was about to lay down the yoke he had born for the sins of men, and the great Day of Judgment was at hand”) оказали значительное влияние на его дальнейший жизненный путь.

Нельзя недооценивать значение этих видений. Тернер считал своим предназначением подарить свободу другим рабам и спасти их. Даже если он и понимал, что убийство огромного числа рабовладельцев не приведет к спасению и освобождению рабов, но он точно понимал, каким это будет для них ударом, и знал, что это событие отпечатается в их памяти надолго. Этот страшный способ заявить о себе действительно сработал: восстание Нэта Тернера, которое длилось всего пару дней, внушило страх рабовладельцам и надежду рабам.

Интересно посмотреть на это с точки зрения психологии: Нэт Тернер и другие рабы, окружавшие его, не были очень образованными (вернее, не были совсем),  являлись религиозными, набожными и в то же время несчастными и угнетенными людьми. И в связи с этим фактом, они без колебаний принимали  видения Тернера, которые оказывали огромное влияние на их сознание. Сама мысль о том, что кто-то «сверху» хочет  помочь угнетенным рабам, воодушевляла и вселяла уверенность.

Если задумываться о том, действительно ли эти видения были у Тернера, и можно ли считать его психически здоровым человеком, то здесь мы вряд ли придем к какой-либо одной точке зрения. Ведь можно предположить, что никаких видений у него не было вовсе, и он использовал их как прикрытие для оправдания своих жестоких целей и привлечения на свою сторону людей. Но необходимо учитывать то, что Тернер сам верил в них, и доказательством этому служит один факт: однажды ему удалось сбежать от своего владельца, но, к всеобщему удивлению, он вернулся после очередного видения, указавшего, что он не может уйти и должен продолжать свою миссию.

В детстве Тернер был свидетелем целого ряда неудачных попыток восстаний. Так, когда ему было 11 лет, 500 рабов восстали на плантации в Луизиане, но армейские подразделения быстро подавили его. Когда Нэту уже исполнилось 22 года, он снова увидел не очень удачный пример:  объединенные тысячи рабов во главе с свободным чернокожим планировали захватить Чарльстон в Южной Каролине, но все обрушилось из-за предательства одного из членов восстания и выдачи всех зачинщиков мятежа. Возможно, именно поэтому Н. Тернер решил не кричать во весь голос о своих планах и посвятил в свое тайное намерение только четырех человек.




Мятеж длился 48 часов, и на протяжении этого времени армия Тернера увеличилась до 80 человек, как и планировалось. Однако все очень быстро завершилось, множество восставших было поймано и казнено. Это было обусловлено неравными силами, разумеется. Но Тернеру удалось скрываться ещё на протяжении двух месяцев и держать в ужасном страхе и неизвестности всех рабовладельцев – никто не был уверен, что не случится второго мятежа. Вскоре он все же был пойман и казнен.

Несмотря на скоротечность восстания, нельзя утверждать, что оно было бессмысленным и ни к чему не привело. Его важнейшим итогом стало невероятное по своей мощи психологическое воздействие на сознание белых южан. По количеству правительственных войск, рассредоточенных по различным "проблемным" регионам уже после завершения восстания, можно судить о его масштабе: это были милицейские отряды, артиллерия и даже флот. Защищаясь, свободные люди полностью «отыгрались» на своих рабах, чтобы предотвратить ещё одно такое же восстание. Начался настоящий террор, который выражался в повсеместных арестах подозрительных рабов, обысках домов и даже казнях. Было открыто заявлено, что если чернокожий (свободный или раб, ребенок или старик – значения не имело) посмеет организовать мятеж, то светить ему будет только смерть.  Рабовладельцами был поставлен ультиматум: подчиниться или умереть.

Также вышел ряд новых законов, которые ещё больше сузили и так несуществующую свободу рабов. Например, им запрещалось собираться вместе в группы более пятерых человек (исключая работу). Одним из самых унизительных решений был запрет рабам учиться читать, что не только лишало их полностью хоть какого-нибудь приятного времяпрепровождения, но и закрывало им дорогу к изучению Библии. Некоторые штаты после восстания в Вирджинии, отказались покупать оттуда рабов, чтобы они, в свою очередь,  не перенесли на их территорию дух восстания.

Таким образом, независимо от того, какими намерениями руководствовался Нэт Тернер, его действия заставили рабовладельцев посмотреть на своих рабов другими глазами и увидеть в них реальную опасность. Восстание стало одним из поворотных моментов в движении за освобождение рабов, хотя это произошло и не так скоро.

 

Источники:

  1. August 13, 1831: The Slave Rebellion of General Nat Turner http://kasamaproject.org/interviews/the-slave-rebellion-of-general-nat-turner/
  2. Nat Turner http://en.wikipedia.org/wiki/Nat_Turner
  3. The Confessions of Nat Turner: The Leader of the Late Insurrection in Southampton, Virginia. Thomas R. Gray http://docsouth.unc.edu/neh/turner/turner.html
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить