На главную страницу


Тематический каталог Меню Связаться с администратором сайта
0
0
0
s2sdefault
powered by social2s

Для того, чтобы упрочить защищённость своих союзников, а также упрочить своё влияние в разных точках планеты, Соединённые Штаты ещё с 90х годов начали развертывание глобальной системы ПРО. Разработки в области ПРО в США велись ещё в 60-х годах, когда министром обороны США был Роберт Макнамара. Он ещё в 1967 году подчеркивал существующую  связь между оборонительными и стратегическими наступательными вооружениями, о которой, похоже, на нынешнем этапе в Соединённых Штатах предпочли забыть. Данная связь также была прописана в договоре по ПРО 1972 года, который ограничивал развитие национальных систем противоракетной обороны СССР и

США двумя позиционными районами (позже, согласно дополнительному протоколу к данному договору, стороны ограничивались созданием одного позиционного района)

Крах системы мирового социализма и распад СССР в 1991 году существенно изменил баланс сил в Восточной Азии. Конец «холодной войны» дал возможность США увеличить своё влияние в данном регионе, и с середины 90-х годов они прилагали к этому немало усилий, укрепляя отношения со своим ключевым стратегическим союзником в данном регионе – Японией и расширяя возможности японо-американского военно-политического альянса. Ещё в 1987 году Японией и США на экспертном уровне обсуждалась возможность создания системы противоракетной защиты Японии в рамках проекта СОИ, который, однако, так и не был реализован. Но данное обсуждение стало лишь началом реализации американских планов по развёртыванию системы ПРО в Восточной Азии, и уже в первой половине 90-х годов США и Япония начали проводить совместные исследования по данному вопросу.[1] В рамках данных исследований изучалось соответствие работ по ПРО пунктам Договора безопасности между Японией и США; возможность создания системы защиты от баллистических ракет, которая бы смогла защитить Японию от ракетных угроз со стороны России, Китая и КНДР и другие вопросы. По результатам данных исследований экспертами были сделаны положительные выводы.[2] В 1995 году аналитики ЦРУ пришли к выводу, что Соединённые Штаты не смогут поддерживать своё стратегическое превосходство в Европе и Восточной Азии, если в ближайшие 20 лет не развернут систему ПРО ТВД в данных регионах. Данное обстоятельство заставило американских военных специалистов ещё больше активизировать свои усилия по разработке систем ПРО.[3]

Соединённые Штаты стремились привлечь Японию к сотрудничеству по ПРО из-за её уникального географического положения. Территория Японии расположена достаточно близко к территории потенциальных противников, но всё же от них её отделяет расстояние свыше 1000 км. Поэтому значительную часть времени ракеты противника будут находиться в верхних слоях атмосферы над акваторией моря. Это позволяет перехватить баллистические ракеты КНДР на разгонном участке их территории. Кроме того, развитая прибрежная инфраструктура Японии делает возможным размещение элементов морского базирования ПРО на территории этой страны.

По мнению японского эксперта М. Токи Япония демонстрировала интерес к сотрудничеству с США в создании ПРО только для того, чтобы сгладить углы в отношениях с США, которые охладились из-за противоречий, связанных с характером американо-японских экономических связей.[4]

И тем не менее из-за отсутствия реального интереса Японии к участию в данной американской инициативе, сотрудничество по ПРО продвигалось медленно. Эта медлительность обуславливалась, прежде всего, боязнью Японии инициировать гонку вооружений в Восточной Азии. К тому же Япония опасалась быть втянутой в конфликт вокруг Тайваня между Китаем и Соединёнными Штатами. В качестве аргументов, японская сторона использовала официальную интерпретацию девятой статьи Конституции Японии, которая запрещает Японии участвовать в коллективной самообороне, то есть и в военном сотрудничестве с США, направленное против третьей страны.[5]

Ситуация коренным образом изменилась после испытания Северной Кореей в августе 1998 года баллистической ракеты «Тэпходон-1», которая перелетела через  территорию Японии и упала в японских территориальных водах. Это испытание продемонстрировало уязвимость Японии от ракетной угрозы и побудило её более тесно сотрудничать с Соединёнными Штатами в сфере ПРО. Уже через месяц после данного инцидента японским парламентом была принята резолюция, требующая принять все меры для обеспечения безопасности Японии, а 19 августа 1999 года между Японией и США был подписан меморандум о взаимопонимании. Данный меморандум провозглашал намерение Японии и США начать разработку и испытание систем ПРО. В основу была положена концепция двухэшелонной ПРО МТВД.[6]

Противоракеты морского базирования, призваны уничтожить баллистические ракеты противника ещё на разгонном и основном участках траектории полёта и расположены на эсминцах класса «Иджис». Они составляют первый эшелон ПРО МТВД. Данный эшелон включён в структуру морских Сил самообороны. Противоракеты второго эшелона размещены на территории Японского архипелага с целью сбить ракеты противника, прорвавшиеся через первый эшелон ПРО. Данный эшелон ПРО находится в ведении Сил воздушной самообороны Японии. [7]

Первоначально развёртывание систем ПРО ТВД планировалось осуществлять в рамках договора по ПРО 1972 года. Принималось во внимание то обстоятельство, что данный договор не учитывал некоторых важных моментов. Согласно данному договору не запрещалось создание систем противоракетной обороны для перехвата тактических ракет (во внимание брались только системы ПРО, способные перехватывать стратегические ракеты, о чём написано в статье 6 договора по ПРО 1972 года[8]), а также недостаточно чётко были прописаны типы противоракет, которые предназначены для перехвата баллистических ракет. Это давало Японии и США возможности для манёвра.

Однако в 2001 году к власти в США пришёл Джордж Буш-Мл., который был подвержен влиянию группы неоконсерваторов, рассматривающих США как единственную сверхдержаву, которая должна руководствоваться исключительно своими национальными интересами. Посчитав, что Договор по ПРО 1972 года не соответствует интересам национальной безопасности США, Джордж Буш-мл. в своём выступлении 1 мая 2001 года, которое касалось изменения американской ядерной доктрины, подчеркнул, что России и США необходимо отказаться от данного договора. Он также призвал Россию и Китай к обсуждению новой архитектуры безопасности.[9] В июне 2002 года США заявили о выходе из Договора по ПРО 1972 года в одностороннем порядке (договор предусматривал такую возможность).

Японская сторона поддержала заявление американского президента и выразила своё желание участвовать в американском проекте по созданию ПРО, признавая, «что подобное двухстороннее сотрудничество важно для безопасности Японии и поэтому будет продолжено».[10]

Однако до 2002 года в японских военных кругах наблюдался определённый скепсис в отношении возможности создания эффективной системы ПРО. За свою небольшую историю японским Силам Самообороны ещё не приходилось участвовать в проектах, реализация которых рассчитана в течение достаточно долгого срока и реализация которых находится на теоретическом уровне.

Однако после обострения ситуации на Корейском полуострове в 2002 году, США провели успешные испытания ракет-перехватчиков и тем самым, развеяли скепсис японских военных. В декабре 2003 года правительство Японии приняло решение по внедрению двухэшелонной системы ПРО на своей территории. В 2004 году стороны подписали Протокол о намерениях, где зафиксировали своё стремление продолжать сотрудничество в области обороны

против баллистических ракет, т. е. активно модернизовать систему ПРО на Дальнем Востоке после её развёртывания.

По состоянию на февраль 2010 года первый эшелон ПРО (ПРО МТВД), размещённый на японских военно-морских базах, был представлен четырьмя эсминцами типа «Конго», которые оснащены противоракетной системой «Иджис». «Иджис», в свою очередь, включает в себя зенитно-ракетный комплекс SM-3 (SM-3, block 1), а также процессоры и радары AN/SPY 1.[11]

Противоракета SM-3 block 1 может разгоняться до скорости 4500 м/с, её максимальная дальность поражения – более 500км, а максимальная высота перехвата – свыше 250км. Эксперты полагают, что ЗРК SM-3 способны перехватывать ракеты на высотном участке их полёта, а при наличии необходимой информации – ещё на старте.[12] Свою эффективность данная противоракета показала в декабре 2007 году, когда на совместных американо-японских учениях в районе Гавайев ей была сбита баллистическая ракета американских ВВС. [13] Британский эксперт К. Хюдж считает, что наличие 6 кораблей, оснащённых системой «Иджис» теоретически позволит защитить от баллистических ракет всю территорию Японии. [14]

Второй эшелон ПРО (наземные компоненты ПРО) на начало 2010 года был представлен последней модификаций комплекса «Пэтриот» - PAC-3, который применяется для ближнего перехвата баллистических ракет (первый комплекс PAC-3 был поставлен на боевое дежурство в декабре 2007г[15]). Противоракеты PAC-3 способны уничтожать как оперативно-тактические ракеты, так и маневрирующие боевые блоки стратегических ракетных систем. Главная задача данных комплексов – защита стратегически важных объектов от баллистических ракет противника, прорвавшихся через первый эшелон ПРО. К 2010 году на территории Японии планировалось развернуть 16 подобных комплексов. [16]

С июня 2006 года началась совместная американо-японская разработка ракет SM-3 block 2. Как полагают эксперты, максимальный радиус действия данной противоракеты может составлять около 1500 км. Когда противоракета SM-3 ляжет в основу первого эшелона ПРО в Японии, данная система ПРО превратится в стратегическую и сможет серьёзно угрожать ядерным потенциалам России и Китая. Планируется, что разработка данного типа противоракет будет завершена до 2018 года.[17]

Кроме того, в Японии развёртываются радары раннего оповещения о ракетных угрозах, информация с которых будет  использоваться американскими и японскими эсминцами с системой «Иджис» для выполнения поставленных перед ними задач.

 

 

Однако, несмотря на прогресс в этом вопросе, существуют и противоречия. Наиболее существенное из них – желание Японии взять под свой контроль экспорт данных технологий в третьи страны. Согласно желанию Токио, третьи страны должны согласовывать данную сделку с Японским кабинетом министров. Это желание Японии тормозит укрепление американо-японского альянса.[18]

По заявлению высокопоставленного чиновника Пентагона Мэделин Кридон 26 марта 2012 года, Соединённые Штаты намериваются развернуть противоракетный щит в Азии. Переговоры об этом велись с Японией, Южной Кореей ( кроме противоракетных щитов в Европе и Восточной Азии, США также планируют развернуть систему ПРО в Австралии и на Ближнем Востоке).[19]

Южная Корея долгое время прохладно относилась к участию в создании системы ПРО на Дальнем Востоке. Это объяснялось тем, что Южная Корея подобными действиями боится вызвать гонку вооружений в регионе и осложнить свои отношения с Китаем и Россией. К тому же в Южной Корее существуют сомнения относительно способности системы ПРО защитить страну в случае атаки со стороны КНДР. Предполагается, что в случае вторжения Северной Корее, северокорейцы подвергнут южнокорейскую территорию мощному артобстрелу.[20]

Однако после обстрела КНДР южнокорейского острова Ёнпхёндо ситуация изменилась. 16 апреля 2011 года Южная Корея и США подписали соглашение о совместной разработке системы противоракетной обороны.[21] Даже осознавая то, что данное решение может нанести больше вреда, чем пользы , Южная Корея намерена создать систему Корейской противовоздушной и противоракетной обороны (Korean Air Missile Defense - KAMD), «так как это необходимо для предупреждения северокорейской ракетной угрозы». Система предназначена для защиты от ракет типа «Шквал» (Scud)  и «Нодонг» (Nodong), имеющих диапазон до 1300 км. На развёртывание данной системы планируется потратить 2-3 триллиона вон (от 1,833 до 2,750 триллионов долларов). [22] Как объявило министерство обороны Южной Кореи, данная система начнёт функционировать к 2015 году и будет включать в себя ракеты-перехватчики PAC-3 и усовершенствованные PAC-2 наземного базирования и корабли, поддерживающие систему “Aegis”.[23] На сегодняшний день Южная Корея имеет три подобных судна. [24] Также у Южной Кореи есть 48 усовершенствованных перехватчиков PAC-2. Однако вооружённые силы Республики Корея до сих не имеют ракет-перехватчиков PAC-3 и противоракет SM-3, используемых на судах с системой “Aegis”. Кроме того, непонятен статус данной системы противоракетной и противовоздушной обороны: до сих пор неизвестно, будет ли она частью американской системы ПРО или нет. Впрочем, KAMD в любом случае будет зависеть от американской системы ПРО, так как она будет получать информацию о перемещениях северокорейских ракет с американских спутников, которые являются частью американской системы ПРО.

Данная ситуация не может не беспокоить Россию и Китай, которые с 2007 года согласовали свои позиции по поводу развёртывания американской системы противоракетной обороны в Европе и Азии. Весной 2007 года в китайской прессе появились сообщения о том, что американская система ПРО в Европе направлена против России и является элементом будущей системы американской глобальной ПРО. А 17 октября министр иностранных дел России С. Лавров в своём интервью журналистам японского информационного агентства «Киодо Цусин» заявил, что наша страна обеспокоена сотрудничеством США и Японии в области ПРО, которое имеет целью достижение военного превосходства. Также, российский министр иностранных дел выразил настороженность поводу блокового характера американо-японского военного сотрудничества и низкого уровня его транспарентности. Он предупредил США и Японию, что их деятельность по созданию противоракетного щита может привести к гонке вооружений в Восточной Азии.[25]

Очевидно, что американские планы по развёртыванию систем ПРО в Японии и в Южной Корее – лишь первый шаг на пути к созданию глобальной системы ПРО под эгидой Соединённых Штатов. Создание подобной системы в глобальном масштабе сильно изменит баланс сил в мире и приведёт к возвращению в однополярный мир с центром в Вашингтоне. Поэтому остальным государствам, особенно России и Китаю нужно скоординировать свои силы, для того чтобы вместе противодействовать попыткам Соединённых Штатов нейтрализовать их ядерный потенциал и тем самым ликвидировать действие концепции взаимного гарантированного уничтожения и подорвать баланс сил в мире.

 


[1] Парамонов О. Г. Японо-американская система ПРО: политический и региональный аспекты// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009. С. 93

[2] Там же,

[3] Крупянко М. И., Арешидзе Л. Г. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». – М.: Международные отношения, 2010

[4] Парамонов О. Г. Японо-американская система ПРО: политический и региональный аспекты// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009. С. 94

[5] Chanlett-Avery E. Japan-US relations: Issues for Congress, September 23, 2011// Congressional Research Service. P 15

<www.fas.org/sgp/crs/row/RL33436.pdf>

[6] Парамонов О. Г. Японо-американская система ПРО: политический и региональный аспекты// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009. С. 95

[7] Там же

[8] Договор об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г.// Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии,

<http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/abm-treaty.htm>

[9]Выступление Президента США Дж. Буша перед слушателями и преподавателями Национального оборонного университета// Белый мир, http://www.whiteworld.ru/rubriki/000111/001/02020901.htm

[10] Press Conference 11 May 2001// Ministry Of Foreign Affairs of Japan, <http://www.mofa.go.jp/announce/press/2001/5/511.html#6>

[11] Шлындов А. В., Тебин Н. П. «Сегодня – региональная, завтра – стратегическая»// Центр Исследования Японии (ИДВ РАН)

<http://japancenter.livejournal.com/85273.html>

[12] Там же

[13] Парамонов О. Г. Японо-американская система ПРО: политический и региональный аспекты// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009. С. 98

[14] Там же

[15] Обзор политики национальной обороны Японии//

[16] Там же

[17] Шлындов А. В., Тебин Н. П. «Сегодня – региональная, завтра – стратегическая»// Центр Исследования Японии (ИДВ РАН)

<http://japancenter.livejournal.com/85273.html>

[18] Emma Chanlett-Avery The U.S.-Japan Alliance, January 18, 2011 // Congressional Research Service

<www.fas.org/sgp/crs/row/RL33740.pdf>

[19] US plans anti-missile shields in Asia, 27.03.2012// China Daily

<http://www.chinadaily.com.cn/world/2012-03/27/content_14925109.htm>

[20] М. Крупянко Л. Арешидзе США и Восточная Азия: борьба за «новый мировой порядок», М.: Международные отношения, 2010. – 448 с.

[21] США и Южная Корея совместно разработают систему ПРО, 16.04.2011// Mail.Ru

<http://news.mail.ru/politics/5725399/>

[22] S.Korea to Get Its Own Missile Defense System, 18.04.2012// The Chosunilbo

<http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/04/18/2011041801003.html>

[23] South Korea To Field National Antimissile System by 2015, 12.04.2012// Global Security Newswire

<http://www.nti.org/gsn/article/south-korea-to-field-national-antimissile-system-by-2015>

[24] South Korea Unveils Third Aegis Warship, 24.03.2011// Global Security Newswire

<http://www.nti.org/gsn/article/south-korea-unveils-third-aegis-warship/>

[25] О.Г. Парамонов Указ. соч. С. 110

 

Список используемых источников и литературы:

 

Литература:

1. Крупянко М. И., Арешидзе Л. Г. США и Восточная Азия. Борьба за «новый порядок». – М.: Международные отношения, 2010.

2. Обзор политики национальной обороны Японии// Japanese Defence Ministry

<http://www.mod.go.jp/e/d_act/d_policy/pdf/russian.pdf>

2. Парамонов О. Г. Японо-американская система ПРО: политический и региональный аспекты// Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе, М.: «Восточная литература», 2009.

3. США и Южная Корея совместно разработают систему ПРО, 16.04.2011// Mail.Ru

<http://news.mail.ru/politics/5725399/>

4. Шлындов А. В., Тебин Н. П. «Сегодня – региональная, завтра – стратегическая»// Центр Исследования Японии (ИДВ РАН)

<http://japancenter.livejournal.com/85273.html>

5. Chanlett-Avery E. Japan-US relations: Issues for Congress, September 23, 2011// Congressional Research Service.

<www.fas.org/sgp/crs/row/RL33436.pdf>

6. S.Korea to Get Its Own Missile Defense System, 18.04.2012// The Chosunilbo

<http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/04/18/2011041801003.html>

7. South Korea To Field National Antimissile System by 2015, 12.04.2012// Global Security Newswire

<http://www.nti.org/gsn/article/south-korea-to-field-national-antimissile-system-by-2015/>

8. South Korea Unveils Third Aegis Warship, 24.03.2011// Global Security Newswire

<http://www.nti.org/gsn/article/south-korea-unveils-third-aegis-warship/>

9. US plans anti-missile shields in Asia, 27.03.2012// China Daily

<http://www.chinadaily.com.cn/world/2012-03/27/content_14925109.htm>

 

Источники:

1. Выступление Президента США Дж. Буша перед слушателями и преподавателями Национального оборонного университета// Белый мир, http://www.whiteworld.ru/rubriki/000111/001/02020901.htm

2. Договор об ограничении систем противоракетной обороны 26 мая 1972 г.// Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии,

<http://www.armscontrol.ru/Start/Rus/docs/abm-treaty.htm>

3. Press Conference 11 May 2001// Ministry Of Foreign Affairs of Japan, <http://www.mofa.go.jp/announce/press/2001/5/511.html#6>

 

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оценка 0.00 (0 Голосов)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить