На главную страницу


Владислав Хомич

Мультипликационное искусство США пользуется огромной популярностью во всём мире. Популярность эта вполне сопоставима с успехом игровых голливудских фильмов. Кому не знакомы золотые традиции диснеевских полнометражных мультфильмов и сериалов, знаменитая вселенная анимированных персонажей Warner Brothers, экранизации комиксов о супергероях DC и Marvel, полнометражные мультфильмы самой успешной у киноакадемии студии Pixar? Американские мультипликаторы почти никогда не стремятся делать мультфильмы только для детской аудитории. Их детища вполне годятся для так называемого "семейного просмотра".

Но особой популярностью пользуются американские мультипликационные сериалы для взрослой аудитории. Эти проекты, как правило, оказываются долгоиграющими. И это не удивительно. Создаваемые в жанре сатиры, они черпают идеи для новых серий из общественных, исторических, политических и культурных событий Соединённых Штатов и всего мира. Среди разнообразных сериалов можно выделить некую единую модель их развития. В первых сериях нас знакомят с набором главных героев. У каждого этих персонажей есть комплекс отличительных черт характера, представляющий, как правило один из стереотипов члена американского общества. По ходу сериала герои сталкиваются с событиями, которые не понаслышке знакомы телезрителям. Иногда посредством аллюзий, иногда прямо. Как это часто бывает с сериалами, герои становятся телезрителю буквально родными, появляются любимые и нелюбимые персонажи, формируется особый культ. Естественно, в границах США такие сериалы не остаются. В России, например, федеральный мультипликационный канал "2x2" транслирует американские сатирические сериалы непосредственно в прайм-тайм. Ниже остановлюсь на самых популярных представителях жанра.

 

Культовые сериалы Мэтта Гроунинга – "Симпсоны" и "Футурама"

"Симпсоны", без сомнения, самый известный мультсериал во всём мире. И самый долгий в истории американского телевидения. С 1989 года уже вышло 536 эпизодов о семейке жёлтых персонажей, сейчас идёт показ 25-го сезона, и уже подписан контракт на сезон 26. По мнению журнала Time, это лучший сериал XX века. Обычная семейка среднего класса в городе Спрингфилд (в Штатах порядка трёх десятков городов с таким названием, так что уже в топониме проявляется типичный образ американской жизни). Двухэтажный дом, в котором живут ленивый муж Гомер, заботливая жена Мардж (девичья фамилия Бувье, как и у Жаклин Кеннеди), три ребёнка: проказник Барт, прилежная ученица Лиза и грудной ребёнок Мэгги. Сериал о Симпсонах пропитан сатирой по отношению к стереотипам поведения среднестатистического американца, во многих сериях появляется приглашённая знаменитость, озвучивающая либо второстепенного персонажа, либо своего жёлтого двойника. Герои сериала совершают порой очень нелепые поступки, иногда вступают в конфликт, но в трудную минуту всегда помогают друг другу и их поступки и диалоги больше других чувств вызывают умиление. Именно воспевание ценностей семьи и дружбы можно считать причиной популярности сериала.

Семь сезонов (1999–2013) на экране транслировался сериал "Футурама". Главный герой, Фрай, по ошибке попал из 1999 года в XXX век. В отличие от большинства произведений фантастов-футурологов, общество будущего в "Футураме" очень похоже на современное. Технологии стали невиданными, но отношения между персонажами абсолютно такие же. Причём не только когда речь заходит о людях, но и об одноглазой инопланетянке Лиле или роботе Бендере – самом известном персонаже сериала. С настоящим также связывают заспиртованные говорящие головы видных деятелей XX и XXI веков, которые часто выступают в качестве героев серий.

 

 

Сериал "Царь горы" (1997–2010), созданный Майком Джаджем и Грегом Дэниелсом больше всех прочих придерживается реализма в повествовании. Сериал изображает патриотичную семью техасцев-методистов, живущую на весьма скромные по американским мерам средства. Делается акцент на мельчайших деталях, герои чаще, чем это принято в мультипликации, меняют одежду, диалоги являются типично бытовыми. Перед "Царём горы" Майк Джадж выпускал другой известный сериал – "Бивис и Баттхед" (1993–1997). Стиль анимации более грубый. Более грубое и содержание. В центре повествования – пара подростков, проводящих половину времени перед экраном телевизора, а другую половину мающихся дурью. Несмотря на то, что сериал, откровенно насмехался над тупостью подобных подростков, как ни странно, сериал имел немалое негативное влияние на многих несозревших ровесников Бивиса и Баттхеда, подражавших стилю персонажей.

 

В последнее время особой популярностью пользуются мультипликационные шоу, созданные Сетом Макфарлейном – "Гриффины" (с 1999 года), "Американский папаша!" (с 2005 года), и "Шоу Кливленда" (2009–2013). В центре повествования, соответственно, семья американцев, каждый член которой страдает от ожирения, семья агента ЦРУ, скрывающая инопланетянина, и претенциозное афроамериканское семейство. Наиболее хорошо жанр сатиры этих сериалов можно описать выражением "комедия абсурда". Герои часто совершают совершенно абсурдные поступки, часто юмор достигается путём игры слов, доведения до абсолюта черт характера того или иного персонажа. Ну и конечно, сериалы наполнены колкими аллюзиями на события поп-культуры, политической, общественной жизни. В "Гриффинах", например, такие отсылки появляются в виде коротких скетчей, буквально раскрывающих образ, навеянный репликой персонажа. В "Американском папаше!" юмор более тонкий, многие шутки могут ускользнуть, если не знать о том или ином историческом и культурном событии. За раскрытие типичных характеров отвечает, как это ни странно, инопланетянин Роджер, главной страстью которого является лицедейство со стопроцентным погружением в роль. "Шоу Кливленда" помогает раскрыть стереотипы, сложившиеся в обществе нацменьшинства, что особенно важно в мультикультурном обществе.

 

Ну и, наконец, самый провокационный сериал из всех созданных когда-либо – "Южный парк" (с 1997 года) Трэя Паркера и Мэтта Стоуна! Торжество чёрного юмора и отсутствие каких-либо границ дозволенного. Запретных тем не существует в принципе. Центральными персонажами являются четыре ученика начальной школы – толстый мальчик Эрик Картман – эгоист, садист, расист, неженка и провокатор в одном флаконе, сообразительный еврей Кайл Брофловски, резонёр Стэн Марш и самый нравственно развращённый персонаж Кенни Маккормик с плохо различимой из-за капюшона зрителю  речью (но абсолютно понятной другим персонажам), постоянно умирающий, а в следующей серии неизменно воскрешающий. В этом сериале только дети способны критически мыслить. Поведение же взрослых жёстко обыгрывает всевозможные недостатки культуры, особенности общественного уклада, табу и события в США и в мире. Основной принцип серии – довести ситуацию до квинтэссенции абсурда и заставить персонажей действовать в ней. Сериал неприкрыто насмехается над политиками, звёздами шоу-бизнеса и привычками американца. Но наличие этого и других сатирических сериалов, помимо отражения недостатков общества, явственно свидетельствует о неоспоримом достоинстве американской жизни – наличии свободы слова, свободы творчества, американское общество не ограничивает себя в возможности критически посмотреть на самих себя, и это действительно свидетельствует о здоровом обществе.

Библиография:

  1. Кинопоиск.RU // http://www.kinopoisk.ru/.
  2. Seth MacFarlane Unlimited // http://www.sethmacfarlane.net/.
  3. South Park Wiki // http://southpark.wikia.com.
  4. The Simpsons on FOX // http://www.thesimpsons.com/.