Заболотный В.М.

(глава из учебника:   СТРАНЫ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В ПОСЛЕДНЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ ХХ в)

 

Соединенные Штаты вступили в 90-е гг. под руководством Республиканской партии (РП), представитель которой Д. Буш победил на президентских выборах 1988 г. кандидата от Демократической партии (ДП) М. Дукакиса. Несмотря на поражение, демократам удалось увеличить свое представительство в Сенате и Палате представителей американского Конгресса, что позволило им в течение нескольких лет оказывать заметное влияние на политику республиканцев. Именно во многом благодаря нажиму демократов, президент США объявил об окончании холодной войны и о готовности установить нормальные отношений с СССР (декабрь 1989 г.). 

Однако в других районах мира США продолжали политику конфронтации и даже усилили ее после распада СССР и так называемой «мировой социалистической системы». В январе 1991 г. возглавляемая США коалиция западных стран предприняла беспрецедентную воздушную операцию «Буря в пустыне» с целью освобождения Кувейта от иракской оккупации, вслед за которой последовало вторжение сухопутных войск. Таким образом, победный триумф антииракской коалиции стал первым признаком вступления США в последнее десятилетие уходящего века.

Эта операция обошлась американским налогоплательщикам в 60 млрд. долл., однако выгоды от нее значительно перекрывали все затраты. 57 млрд. долл. контрибуции плюс 18 млрд. долл. от продажи оружия и боеприпасов Саудовской Аравии и Кувейту компенсировали все расходы, а политические выгоды от нее просто невозможно оценить.

Одновременно республиканская администрация Д. Буша предпринимает отчаянные попытки сгладить негативные последствия экономического спада внутри страны, истоки которого были заложены еще в годы жестких реформ предыдущего президента Р. Рейгана. Так, например, в 1991 г. в США принимается закон о всеобщей грамотности населения, в соответствии с которым все граждане страны получили право на среднее образование. Однако к этому времени американцы порядком устали от «консервативного реформизма» республиканцев и все более настойчиво требовали улучшения системы социального обеспечения. Причем зачастую подобные требования сопровождались массовыми антирасистскими выступлениями. Достаточно вспомнить массовые беспорядки в Калифорнии в апреле 1992 г., вызванные расово мотивированным судебным оправданием четырех белых полицейских, избивших чернокожего парня. В результате многодневных волнений погибло 58 человек и несколько десятков получили серьезные ранения. Это событие заметно подорвало веру американцев в способность республиканской администрации поддерживать порядок в стране и обеспечить выполнение принципов расовой и религиозной терпимости.

Первый срок президента Б. Клинтона (1992-1996 гг.). На президентских выборах 1992 г. победу одержал представитель Демократической партии Билл Клинтон, набравший 370 голосов выборщиков, в то время как его соперник Д. Буш получил лишь 168 голосов. Помимо всего прочего демократы сохранили контроль над обеими палатами Конгресса. Настоящей сенсацией на этих выборах стало неожиданное появление независимого кандидата Росса Перо. Техасский миллиардер смело бросил вызов традиционной двухпартийной системе США и не скупился на средства, однако не получил ни одного голоса, хотя за него проголосовало почти 19 % избирателей.

Победу демократа Б. Клинтона можно объяснить многими причинами, но главное в ней – хорошо продуманная и доходчиво представленная избирателям экономическая программа ДП. Причем обнародовал ее не сам претендент, как это было в прошлом, а профессор экономики Пристонского университета Алан Блиндер, известный специалист в области финансовой политики. Вся программа была разделена на три части, причем первая из них была нацелена на преодоление экономического спада в стране, вторая содержала комплекс мер по увеличению государственных капиталовложений и ускорению технической модернизации страны, а третья была направлена на сокращение государственного дефицита и создание более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Не менее впечатляющей была и социальная программа Клинтона. Она включала в себя помощь детям и подросткам, расширение сети профессионального обучения молодежи, увеличение финансовой помощи дошкольным учреждениям, проведение вакцинации детей по всей стране, налоговые льготы для мелкого бизнеса, проведение реформы высшего образования и здравоохранения, а также специальную программу выплаты пособий по безработице на более длительный период времени. В целом общая величина бюджетных ассигнований на стимулирование экономики должна была составить более 6 млрд. долларов в год. При этом планировалось, что за первые четыре года новой администрации удастся создать около 500 тысяч новых рабочих мест.

Несмотря на настойчивые попытки новой администрации выполнить хотя бы часть своих предвыборных обещаний, популярность Клинтона стала неуклонно снижаться и к 1995 г. достигла критической отметки 10-15%, что делало практически невозможной победу демократов на очередных выборах 1996 г. И тогда президент Клинтон предпринимает решительные действия по пересмотру своей программы, отказывается от наиболее одиозных принципов социального обеспечения, вызывавших справедливые нарекания состоятельных американцев, и практически переходит к режиму стимулирования частного капитала и сокращению социальных расходов.

Вскоре эти меры стали приносить вполне удовлетворительные для большинства населения результаты, а экономическое положение страны стало меняться к лучшему, чему в немалой степени способствовала благоприятная экономическая конъюнктура на мировом рынке.

Однако сам имидж президента оставлял желать лучшего. В начале 1993 г. в США разгорелся первый скандал, связанный с президентом Б. Клинтоном под названием «хеэргейт». Аэропорт в Лос-Анджелесе был закрыт на 40 минут, пока личный парикмахер президента заканчивал стрижку своего клиента на борту приземлившегося президентского самолета. Это вызвало бурю возмущения в СМИ и вынудило президента извиниться перед избирателями.

В феврале того же года произошел мощный взрыв в Центре международной торговли в Нью-Йорке, давший возможность противникам Клинтона заявить о беспечности американского правительства и о том, что нынешняя администрация не ведет борьбу с международным терроризмом. Вскоре после этого конгресс США выдвинул обвинения в адрес президента и его супруги в связи с их незаконной предпринимательской деятельностью. Вложения капиталов четы Клинтонов в частную фирму породили финансовый скандал под названием «Уайтуотер» и чуть было не положили конец политической карьере 42-го президента США. Более того, этот скандал наложился на безуспешные попытки президента провести в стране реформу здравоохранения, где он потерпел сокрушительное поражение из-за жесткой оппозиции в Конгрессе.

В 1994 г. администрация Клинтона получила еще один удар от избирателей, отдавших предпочтение на промежуточных выборах в Конгресс 104-го созыва представителям Республиканской партии. Получившие долгожданное большинство республиканцы сразу же предложили стране проект реформы представительных органов власти, получивший вскоре название «Контракт с Америкой». В нем содержалась аргументированная критика политики президента Клинтона и конкретные предложения по улучшению деятельности демократических институтов в стране.

Положение президента еще больше ухудшилось в октябре 1995 г., когда в Вашингтоне прошел так называемый «марш миллиона человек» под лозунгами морального и нравственного обновления общества и окончательной ликвидации белого расизма. Этот марш привлек большое количество американцев мусульманского вероисповедания (более 4,5 млн. чел.) и самым серьезным образом подорвал авторитет исполнительной власти, за которую отдали свои голоса миллионы афро-американцев.

В середине 90-х гг. президент Клинтон предпринимает отчаянные шаги с целью спасти свою репутацию и обеспечить победу на предстоящих выборах. Так, например, после долгих консультаций с экспертами он официально объявил об отказе от программы Стратегической оборонной инициативы (СОИ), выдвинутой еще президентом Р. Рейганом, и обещал направить освободившиеся средства на развитие науки, образования и социальную помощь бедным американцам. Вместе с тем он всеми силами пытается реанимировать изрядно обесцененный принцип социальной справедливости, причем делает это в духе старой консервативной Америки, а не современных модных теорий. Так, например, выступая перед членами Национальной ассоциации губернаторов, Б. Клинтон заявил, что приложит все усилия для полной ликвидации системы социального обеспечения в том виде, в котором она сложилась в предыдущие годы, в результате чего жизнь на социальные пособия перестанет быть «американским образом жизни».

Второй срок президента Б. Клинтона (1996-2000). Президентская кампания 1996 г. сопровождалась громкими скандалами и ожесточенной борьбой двух основных кандидатов на пост президента – демократа Б. Клинтона и республиканца Р. Доула. В октябре этого года министр юстиции Д. Рино объявила, что ее ведомство приступило к рассмотрению многочисленных жалоб общественных организаций США по поводу крупных финансовых злоупотреблений обоих кандидатов в ходе избирательной кампании. Она откровенно заявила, что избирательные штабы обеих партий значительно превысили допустимый лимит расходов на предвыборные цели, что является крупнейшим нарушением законов за весь период президентских выборов после печального известного «Уотергейта». (1974 г.)

Вскоре американцы узнали, что речь шла о так называемых «мягких деньгах», которые оба кандидата получали от профсоюзов и частных корпораций и тратили на свою предвыборную рекламу, что по закону было строго запрещено. Любые пожертвования могли быть направлены исключительно на нужды той или иной партии, а не на поддержку конкретного кандидата. При этом американские СМИ привели следующие данные: сторонники Б. Клинтона пустили на «раскрутку» своего кандидата около 22 млн. долларов, а их соперники – более 9 млн. долл.

На это республиканцы ответили не менее ожесточенными нападками на администрацию Б. Клинтона, которая, по их мнению, слишком часто и в недопустимой форме оказывала беспрецедентный нажим на Службу иммиграции и натурализации (СИН), чтобы ускорить процесс предоставления американского гражданства недавним иммигрантам. Белый дом действительно разработал в 1995 г. программу «Гражданство США», в результате которой вожделенный статус американского гражданина должны были получить 1,3 млн. человек из числа недавно прибывших в страну иммигрантов. Все они, естественно, стали сторонниками действующей администрации на предстоящих выборах.

Несмотря на многочисленные скандалы и взаимные упреки, главными проблемами избирательной кампании 1996 г. стали вопросы налогообложения, реформы системы социального обеспечения, образования, равных прав при устройстве на работу и т.д. Во время теледебатов Б. Клинтон продемонстрировал уверенность в себе и без и излишней скромности приписывал себе все успехи последних лет в области социально-экономического развития страны. А они были более чем очевидны. После 1992 г. в стране было создано 10,5 млн. новых рабочих мест, на 60% сокращен бюджетный дефицит, снижены подоходные налоги с населения, а инфляция находилась на самом низком за последние годы уровне (3-4% в год). Кроме того, администрацией Клинтона были предприняты серьезные меры про борьбе с преступностью, в связи с чем количество полицейских в стране выросло на 100 тысяч человек.

Республиканцу Р. Доулу практически нечего было противопоставить действующему президенту. Он вяло критиковал администрацию Клинтона и обещал американцам лучшую жизнь, но так и не смог объяснить, в чем она будет заключаться. А в довершение всего 73-летний кандидат свалился с трибуны во время одного из выступлений, чем и закрепил за собой репутацию неуверенного в себе и к тому же престарелого претендента.

Таким образом, Б. Клинтон стал вторым после Ф. Д. Рузвельта демократом, избранным на второй срок подряд. Он собрал 379 голосов выборщиков (49% голосов избирателей) и намного опередил Р. Доула, которого поддержал 41% населения. Независимый кандидат Росс Перо получил 8% голосов и по-прежнему остался аутсайдером в политической борьбе.

В результате выборов Б. Клинтон значительно расширил базу своих сторонников, в особенности среди женщин, недавних иммигрантов, чернокожих американцев, молодежи и католиков. В целом же можно сказать, что американские избиратели были довольны своей жизнью и не хотели тех улучшений, которые так щедро обещал им Р. Доул. Они привыкли судить о претенденте на президентский пост по его деловым качествам, умению «делать дело», а не только красиво говорить о своих намерениях. Именно поэтому американцы простили Клитону его моральные прегрешения, семейную неверность и финансовые злоупотребления.

Особенностью второго срока правления президента Б. Клинтона стало противостояние демократов в правительстве с республиканцами в Конгрессе, в котором они заняли почти все ключевые посты после победы на выборах в Сенат и Палату представителей. Именно это противостояние во многом определило внутриполитическую жизнь в США в предстоящие годы.

Вторая половина 90-х гг. ознаменовалась необыкновенным и весьма продолжительным экономическим бумом, которого Америка не знала уже много лет. Появилось даже мнение, что экономика США переживает состояние того же спекулятивного пузыря, который так быстро лопнул в других странах - Японии, Северной Корее, Мексике и т.д. Однако в действительности, по словам известного американского экономиста Дж. Сакса, американская экономика основывалась в этот период на двух реальных движущих силах – большой гибкости рыночной системы и небывалых успехах в развитии новейших технологий. А это, в свою очередь, вызвано огромным ростом государственных и частных инвестиций в информационные технологии, в результате чего экономика США модернизируется с невероятной скоростью и намного опережает в этой области остальные страны Запада.

Кроме того, рожденная новейшей технологией «новая экономика» США продемонстрировала высочайшие темпы роста производства, что само по себе неизбежно приводит к весьма существенному росту реальной заработной платы и резкому сокращению безработицы. Более того, в наукоемких отраслях обнаружилась заметная нехватка рабочей силы, пополнение которой происходило за счет приглашения иностранных специалистов. Стало быть, для нормального функционирования экономики США сейчас требуется две вещи – постоянное пополнение квалифицированных трудовых ресурсов и постоянный приток импорта. Однако сохранение и того, и другого в ближайшие годы вызывает серьезные сомнения. И тем не менее более 80% опрошенных американцев пришли к выводу, что в конце 90-х гг. они жили гораздо лучше, чем в 1992 г., когда к власти пришли демократы.

Разумеется, это вовсе не означает, что США и впредь будут иметь столь впечатляющие преимущества перед другими странами. Есть опасения, что рано или поздно экономика США может рухнуть из-за искусственного «перегрева» и тогда случится кризис, по сравнению с которым даже «Великая депрессия» 1929-1933 гг. покажется мелочью. Причем подобные опасения стали подтверждаться уже в самом начале 2001 г., когда после очередных выборов к власти пришла администрация Дж. Буша-младшего. Фондовые рынки оказались настолько «перегретыми», что это вызвало заметное падения курса акций многих американских компаний, причем в наибольшей степени пострадали предприятия наукоемких отраслей (NASDAQ). Однако запас прочности американской экономики сейчас настолько велик, что пока позволяет безболезненно преодолевать подобные трудности.

Главная опасность для США в начале нового века – это не классический кризис, а инфляция. Экономика США разогналась сейчас до такой степени, что впервые в истории поглотила безработицу, а это неизбежно вызывает повышение зарплаты и рост цен. Не надо быть экономистом, чтобы понять одну простую вещь – чем выше продуктивность национальной экономики и чем ниже уровень безработицы, тем больше вероятность «перегрева» и взрыва инфляции.

Нет никаких сомнений в том, что сейчас американская экономика сильна как никогда. За последнее десятилетие создано свыше 20 млн. новых рабочих мест, ликвидирован дефицит госбюджета, а превышение государственных доходов над расходами составит в ближайшие годы около 5 триллионов долларов. Почасовая оплата труда американцев поднялась до 5,15 доллара, а количество владельцев акций впервые достигло 55% населения. Темпы роста ВВП с середины 90-х гг. находились на уровне 3%, а с 1997 г. стали превышать 4%. При этом резко возросло количество пользователей сетью Интернет. В Северной Америке оно достигло 140 млн. человек, что намного больше, чем во всех странах Европы вместе взятых (83 млн.).

Информационная революция привела к тому, что в конце 90-х гг. около 40 млн. американцев стали выполнять свои профессиональные обязанности посредством Всемирной паутины, то есть не выходя из дома, что в очередной раз подтвердило прогнозы известного американского социолога и политолога Э. Тоффлера о неизбежном переходе миллионов американцев к режиму работы в так называемых "электронных коттеджах". Более того, для 66% населения вполне реальной стала давняя американская мечта о собственном доме, не говоря уже о прочих благах цивилизации. В целом же на 4,5% населения планеты (население США) приходилось в конце 90-х гг. более 21% мирового ВВП, из чего следует, что по сути дела сейчас значительная часть мировой экономики так или иначе работает на США, получая взамен высокие технологии и военную защиту. Все это делает американскую экономику довольно устойчивой к кризисам, хотя определенные потрясения все же возможны.

Надо сказать, что укреплению национальной экономики США во многом способствовал рост военных расходов, которые превысили в последнее время сумму в 300 млрд. долларов, хотя их доля в общих федеральных расходах заметно сократилась (см. таб.2).

Таб 2. Военные расходы США за период 1960-1998 гг.

Год

Военные расходы (млрд. д.)

В том числе

Оборона (%)

Оборона

Ветераны

к ВВП

К фед. расх.

1960

53,5

48,1

5,4

9,3

52,2

1970

90,4

81,7

8,7

8,1

41,8

1980

155,2

134,0

21,2

4,9

22,7

1990

328,4

299,3

29,1

5,3

23,9

1998

307,2

264,1

43,1

3,2

15,5

Источник: Независимое военное обозрение, №39, 1999. С. 3.

Значительные изменения претерпела и довольно развитая в прежние годы сфера социальных отношений. Президент Клинтон определил уровень государственных доходов в бюджете 2001 г. в размере 2 трлн. долл., что позволяет новой администрации уверенно осуществлять многочисленные социальные программы. Тем более что современная система социального обеспечения США образует прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности или кормильца. Сегодня свыше 80 млн. американцев (третья часть всего населения) регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышает 1 трлн. долларов. И во многом это произошло благодаря существенному сокращению доли расходов на оборону в федеральном бюджете.

Другим важным фактором улучшения системы социального обеспечения в США стали реформы Клинтона в области управления национальной экономикой. Отвергнув идеологизированные постулаты «рейганомики» 80-х гг., администрация Клинтона тем не менее не вернулась к привычным либерально-демократическим лозунгам, а выбрала прагматический средний курс и провозгласила собственную экономическую модель, которая успешно преодолевает ложную дилемму: правительство или рынок. «Третий путь» в трактовке Клинтона сохраняет социальные функции государства, но реализует их посредством бездефицитного финансирования, что не удавалось никому из его предшественников. При этом американское государство смело возлагало на себя ответственность за обеспечение экономического процветания США в следующем веке и громогласно гарантировало своим гражданам тот высокий уровень социальной защиты, который был достигнут страной в 90-е гг.

С это целью администрация Клинтона предложила в 2000 г. «Национальный план защиты информационных систем» как единственно возможное в настоящее время средство защиты национальной экономики, национальной безопасности, общественного здравоохранения и личной безопасности граждан. Без этого реализация всех поставленных ранее задач будет практически невозможной. Разумеется, главное здесь – интересы Пентагона, но не только. Сейчас, когда около 40 млн. американцев работают в так называемых «электронном коттеджах», а доступ к Интернету стал повсеместным явлением, своевременность такой программы не вызывает никаких сомнений.

Тем же проблемам было посвящено и ежегодное послание президента под названием «Стратегия национальной безопасности США для нового столетия», опубликованное осенью 1999 г. «Каждый доллар, который мы тратим на предотвращение конфликтов, на содействие демократии, на борьбу с распространением болезней и голода, - говорилось в этом документе, - дает гарантированную отдачу в виде нашей безопасности и нашего богатства».

Характерной чертой внутриполитической жизни США в 90-е гг. стал резкий подъем феминистского движения. В настоящее время женщины составляют более половины электората, более 60% лиц, получающих высшее образование, включая самое престижное - медицинское и юридическое, а также почти третью часть национального бизнеса и четвертую часть работодателей. Благодаря политике президента Б. Клинтона, США вышли в лидеры по обеспечению женщин равными правами. Много лет успешно действует Президентский межведомственный совет по проблемам женщин (создан в 1995 г.), почетным председателем которого стала Хиллари Клинтон.

Тем не менее о полном равенстве полов в США говорить еще рано. Социологи уже подсчитали, что если процесс эмансипации женщин будет продолжаться такими же темпами, то полного равенства американки добьются только к 2270 г., а паритет полов в американском конгрессе будет достигнут только в 2500 г. Сейчас же на повестке дня стоит самый главный вопрос – женщина-президент. По мнению многих аналитиков, такой женщиной вполне может стать избранная в 2000 г. сенатором Хиллари Клинтон. Только после этого можно ожидать появления в качестве президента афроамериканца, еврея, латиноамериканца или представителя любой другой национальной группы.

Заметного успеха достигла при Клинтоне борьба с коррупцией, под которой американское правосудие понимает любое нарушение служебных обязанностей, если оно так или иначе связано с извлечением незаконных доходов. Другими словами, коррупция в американском обществе стала пониматься в этот период как дисфункция современного общества, связанная с возможностью извлечения противоправного дохода путем эксплуатации соответствующего должностного положения.

С этой целью американские специалисты выделили пять видов коррупции: Коррупция в органах отправления правосудия; коррупция в органах законодательной власти; коррупция в органах исполнительной власти; коррупция в правоохранительных органах и коррупция в частных предприятиях и фирмах.

Об успешных результатах борьбы с коррупцией можно судить хотя бы по операции «Грей-лорд» в Чикаго, в ходе которой были осуждены 15 судей и 49 видных юристов штата, 103 человека подверглись дисциплинарным взысканиям, лишены лицензий, а некоторые из них были вовсе отстранены от работы. При этом администрация Клинтона разработала специальный план по проверке чиновников всех уровней и предотвращению коррупции в федеральных и местных органах власти. Столь же эффективной оказалась проведенная по инициативе Б. Клитона операция «Шейх», по результатам которой из государственной службы было уволено более 200 чиновников.

Не менее заметны успехи США в борьбе с тяжкими преступлениями. В 90-е гг. их количество уменьшилось почти вдвое и составило около 18 тыс. в год. Благодаря настойчивости президента, американские власти ввели более суровые наказания за тяжкие преступления и в особенности за распространение наркотиков. Более того, в последнее время появились первые признаки распада некогда могущественной американской мафии «Коза ностра». Судебные процессы 90-х гг. обезглавили некогда могущественные кланы Гамбино, Лючезе, Коломбо, Дженовезе и Бонано, после чего все эти мафиозные семейства так и не смогли оправиться от нанесенных им ударов американской Фемиды.

Разумеется, сейчас еще рано говорить об окончательной победе над мафией, но уже можно смело делать вывод о ее безусловном упадке в современных условиях. «Коза ностра» практически полностью утратила контроль над профсоюзами и некоторыми другими традиционными сферами своей деятельности, приносившиими ей огромные доходы, и оказалась на задворках экономической системы страны.

Правда, при этом жизнь самого американского президента постоянно оказывалась под угрозой. За годы его правления на него было совершено более 10 покушений и еще больше поступило угроз свести с ним счеты. Американские спецслужбы объясняли это психическими отклонениями у отдельных граждан («Дело Николаса», например), однако сам этот факт является более чем симптоматичным.

В конце 1998 г. в США разразился новый скандал, связанный с аморальным поведением президента Б. Клинтона. Правда, попытка импичмента связи с делом «Моникагейт» провалилась, однако этот скандал наложил негативный отпечаток на последние годы правления Б. Клинтона, исправить который ему так и не удалось.

Вслед за этим в США разгорелся так называемый «Банковский скандал», связанный с отмыванием в США украденных в России кредитов МВФ, а вскоре после этого он был дополнен скандалом «Рашагейт», инициаторы которого обвинили вице-президента А. Гора в развитии технологического сотрудничества с Россией в ущерб национальной безопасности США. Разумеется, все эти скандалы были так или иначе связаны с предстоящими президентскими выборами, но считать их совершенно необоснованными было бы крайне неосмотрительно.

В целом же достижения администрации президента Клинтона в рассматриваемый период можно выразить следующим образом: Во-первых, Клинтон сумел сделать правильный выбор некоторых ключевых параметров экономической политики, что позволило стране поддержать свободную торговлю и способствовать сокращению дефицита государственного бюджета. Более того, он сумел защитить эту линию от нападок республиканцев, требовавших внедрения фискально-затратных программ.

Во-вторых, правительство США значительно усилило поддержку науки, а расходы на ее финансирование возросли примерно до 85 млрд. долларов в год. Эти меры помогли США завоевать бесспорное лидерство в мире по развитию научно-исследовательских программ (НИОКР) в области информационной технологии и биотехнологии.

В-третьих, администрация Клинтона всячески способствовала развитию и распространению Интернета как краеугольной основы экономического роста. Правительство добилось значительных налоговых послаблений для занимающихся электронной коммерцией компаний. Благодаря инициативам правительства, к сети Интернет были подключены почти все общеобразовательные школы, библиотеки и высшие учебные заведения страны.

В-четвертых, администрация Клинтона провела реформу высшего образования, в результате чего доля американских студентов, поступивших в университеты после окончания школы, выросла до 67%, что на 10% больше, чем десять лет назад.

Разумеется, было бы ошибочным преувеличивать роль президента Клинтона в тех социально-экономических успехах, которых США добились в 90-е гг. Во многом они объясняются чрезвычайно благоприятной экономической конъюнктурой и бесспорным лидерством США в области новейших технологий, что дало администрации Б. Клинтона возможность использовать громадные финансовые ресурсы не только своей страны, но и всего Запада. Однако и недооценивать активность Б. Клинтона было бы неправильно. Не без труда преодолев ошибки первого срока правления, его администрация предприняла ряд важнейших мер по укреплению американской экономики и по ее адаптации к условиям завершающейся на наших глазах глобализации.

Основные направления внешней политики США. Социально-экономическое развитие США в рассматриваемый период привело к заметным корректировкам традиционного внешнеполитического курса. Как с нескрываемым удовлетворением отметил директор внешнеполитической программы Брукингского института Р. Хаас, «сегодня США могут позволить себе делать во внешнем мире все, что они сочтут нужным, не опасаясь нанести ущерб своим внутренним интересам». Именно этим обстоятельством объясняются последние внешнеполитические акции США – бомбардировки Югославии, расширение военной активности на Балканах, военные акции в зоне Персидского залива, агрессия против Ирака, расширение НАТО, проникновение в Закавказье и Среднюю Азию, установление полного контроля в Средиземноморье и т.д. и т.п.

Этим же обстоятельством, вероятно, объясняется и тот факт, что администрация Клинтона так и не смогла отказаться от планов развертывания системы национальной противоракетной обороны (НПРО), что может в мгновение ока дестабилизировать геополитическую ситуацию в мире и привести к новому противостоянию с Россией. А многочисленные переговоры между Россией и США по этой проблеме были сорваны американской стороной.

В то же самое время США покинули зону Панамского канала (декабрь 1999 г.), хотя до самого последнего момента администрация Клинтона старалась сохранить свое присутствие в этой зоне. Президент, однако, предупредил общественность, что получает множество писем, в которых американцы предлагают воспользоваться силой в случае, если национальным интересам США в этом регионе будет угрожать опасность.

Осенью 1998 г. в США была опубликована Стратегия национальной безопасности США для нового столетия, в которой были подробнейшим образом изложены цели и задачи внешней политики в предстоящие годы, включая борьбу с национализмом, международным терроризмом, преступностью, загрязнением окружающей среды и т.д. Фактически в этом документе была закреплена официальная констатация лидирующих позиций США в мире и содержались конкретные задачи по закреплению этого статуса в будущем.

Что же до отношений с Россией, то и здесь Б. Клинтон остался верен себе. Несмотря на многочисленные заверения в дружбе и регулярные встречи с лидерами России, Клинтон оказался единственным президентом США последнего времени, который не заключил с Москвой ни одного реального или формального соглашения по разоружению или контролю над вооружениями. Более того, вопреки ранее достигнутым соглашениям, американская администрация до сих пор не отказалась от намерения развернуть свою национальную систему ПРО и даже стала реанимировать идею создания ранее запрещенных ракет среднего радиуса действия (РСРД).

Кроме того, президент Клинтон подписал указ о распространении с 1 октября 1999 г. зоны оперативной ответственности Объединенного командования ВС США на территорию Узбекистана, Туркмении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, что самым непосредственным образом затрагивает интересы России на постсоветском пространстве. Даже Совместное заявление президентов России и США о принципах стратегической стабильности, подписанное в июне 2000 г., не смягчило остроту недоразумений в двусторонних отношениях, хотя и было обильно пересыпано обещаниями развивать отношения дружбы и взаимного доверия.

Разуверившись в искренности Клинтона, правительство России вспомнило наконец о своих национальных интересах и заявило о том, что отказывается от заключенной ранее сделки Гор-Черномырдин (поставки оружия Ирану), из-за которой Россия потеряла почти 4 млрд. долларов. Сейчас трудно сказать, как будут строиться российско-американские отношения в начале будущего века, однако проблем здесь более чем достаточно и новой администрации Д. Буша придется скорректировать свое отношение с Россией, если она хочет поддерживать их на уровне надежной стабильности и предсказуемости.

Президентские выборы 2000 г. Последние президентские выборы в США, безусловно, войдут в историю страны в качестве «самых странных выборов», серьезным образом подорвавших авторитет традиционной избирательной системы и посеявшим сомнения в прочности политических институтов власти.

Они прошли 7 ноября 2000 г. и поначалу мало чем отличались от предыдущих. Кандидат от Демократической партии А. Гор выдвинул программу продолжения социально-экономического и политического курса предыдущей администрации, хотя и постарался отмежеваться от всех тех скандалов, которые сопровождали весь период президентства Клинтона. В его активе оказались все преимущества второй половины 90-х гг. – инфляция на уровне 2-3% в год, безработица – около 4%, уровень бедности снизился до 12,7%, ВВП впервые перевалил за отметку 9 трлн. долл., создано свыше 20 млн. новых рабочих мест. К тому же невиданный профицит федерального бюджета 2000 г. – 237 млрд. долл., что особенно впечатляет по сравнению с дефицитом 290,4 млрд. долл. в 1993 г., когда администрация Клинтона-Гора только приступила к работе. Именно эти успехи дали А. Гору возможность настаивать на преимуществах концепции «Третьего пути», продолжать которую он намеревался уже в качестве президента.

Главным соперником демократов стал губернатор Техаса Дж. Буш, сын 41-го президента США (1988-1992). Он вел избирательную кампанию более энергично, умело критиковал администрацию Клинтона и не скупился на обещания сделать страну еще более богатой и влиятельной. Правда, при этом отказался от радикального консерватизма «эпохи Рейгана», сменив его на более благозвучный и привлекательный «сострадательный консерватизм» конца 90-х гг.

Сенсацией на этих выборах стало заявление известного политика Пэта Бьюкенена о том, что он переходит из Республиканской партии в созданную в 1992 г. Россом Перо Партию реформ и будет участвовать в выборах в качестве кандидата в президенты. Однако очередная попытка создать в стране третью политическую силу и потеснить две основные успеха, как и предполагалось, не имела. Партии реформ удалось собрать несколько процентов голосов, и уступить даже представителю партии «зеленых» Ралфу Нэйдеру (см. таб.3).

В предвыборной кампании 2000 г. было два важнейших события, предопределивших дальнейший ход изнурительного президентского марафона. 27 ноября, то есть после того, как определение лидера предвыборной гонки зашло в тупик, впервые в истории США данные об итогах голосовании были оспорены сперва в окружных судах, затем в Верховном суде Флориды и наконец в Верховном суде США. При этом оба кандидата отчаянно взывали к справедливости и уповали на беспристрастность судебной системы.

Таб. 3. Распределение голосов религиозных групп

на выборах 2000 г. ( в проц.)

Религиозные группы

Всего

За А.Гора

За Д. Буша

За Р.Нэйдера

За Бьюкенена

Протестанты

54

42

56

2

0

Католики

26

50

47

2

1

Иудеи

4

79

19

1

0

Другие конфессии

6

62

28

7

1

В т.ч. мормоны

1

20

75

2

1

Неверующие

9

61

30

7

0

Источник: НГ-религии, 15-Х1-2000. С. 2.

А закончилась эта эпопея 13 декабря, то есть на 36-й день после проведения выборов, когда Верховный суд США, рассмотрев дело «Буш против Гора», пришел к выводу, что решение Верховного суда Флориды о пересчете спорных бюллетеней является ошибочным и антиконституционным. Правда, сам Верховный суд США оказался таким же расколотым, как и вся страна: историческое решение, сделавшее Дж. Буша очередным президентом страны, было принято большинством в один голос (5 против 4).

К этому времени опросы общественного мнения показали, что 60% американцев доверяют решению Верховного суда и считают, что победу одержал Дж. Буш. Вскоре после этого А. Гор выступил с обращением к народу и заявил, что категорически не согласен с решением суда, но вынужден подчиниться ему, чтобы не углублять и без того ощутимый раскол в обществе. Таким образом, только после 5 недель ожесточенных споров и судебных дрязг Америка узнала имя нового президента страны. До 43-го президента США в Белом доме находились 14 демократов и 28 республиканцев. Два президента были избраны Конгрессом, а три стали президентами, получив меньшинство голосов. Кроме того, Дж. Буш стал вторым президентом в истории США (после Адамса), отец которого тоже был президентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Американские президенты: 41 портрет. – Ростов-на-Дону, 1997;

2. Американское предпринимательство в информационную эру. – М., 1994;

3. Бовт Г.Г. Американские партии в борьбе за избирателя. - М., 1995;

4. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. - М., 1990;

5. Дедерикс М.Р. Хиллари Клинтон и власть женщин. - М., 1995;

6. Иванов Р.Ф. Мафия в США. - М., 1996;

7. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США. - М., 1997;

8. Киссинджер Г. Дипломатия.- М., 1997;

9. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2-х тт. – М., 1992;

10. Неоконсервативная мысль в США. - М., 1995;

11. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М., 1999;

12. Политические и военно-стратегические аспекты договоров СНВ-1 и СНВ-2. - М., 2000;

13. Роль государства в социально-экономическом развитии США. - М., 1997;

14. Современный либерализм. - М., 1998;

15. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца ХХ в. – М., 1995;

16. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. - М., 1999;

17. Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999;

18. Тэн В.А. Иммиграционная политика США в ХУ11-ХХ вв. Краткий исторический очерк. - М., 1998;

19. Шальнев А. Билл Клинтон. - М., 1993;

20. Шестаков В.П. Америка извне и изнутри: очерки американской культуры и национального характера.- М., 1996;

21. Шлезингер А. Циклы американской истории. - М., 1992.