На главную страницу


Северокорейская ядерная проблема – кризис в международных отношениях, вызванный выходом КНДР из МАГАТЭ, провозглашением курса на создание ядерного оружия и двух ядерных испытаний. Сразу хочу оговориться, что данная проблема очень идеологизирована, и, разбираясь в ней, можно доверять далеко не всем аналитическим материалам в СМИ, так как многие из них несут толику пропаганды. При написании данного эссе я старался апеллировать к статьям членов Российской Академии Наук, а также к докладам влиятельного американского «Совета по международным отношениям» (Council on Foreign Relations).



Данное эссе призывает отбросить мифы о КНДР как об «оплоте зла». Важно понимать, что северокорейская ядерная проблема не стояла бы так остро, если бы не политическая игра нескольких государств – в частности противостояние США и Китая в Северо-Восточной Азии.

И сразу извиняюсь за гигантский объём статьи J. В случае чего, я потом могу её немного укоротить.

Начало северокорейских ядерных разработок

Корейская ядерная программа появилась в 1952 году, когда был создан Институт ядерной энергии. Развитию данной программы содействовал Советский Союз, в высших учебных заведениях которого обучались северокорейские специалисты. В 1965 году был построен центр ядерных исследований  в северокорейском городе Нёнбён (Йонбён),  реактор для которого предоставил Советский Союз. В 1974 году Северная Корея вступила в МАГАТЭ и стала использовать сотрудничество с этой организацией для дальнейшего развития своей ядерной программы.

В  апреле 1985 году, в обмен на обещание СССР построить в КНДР реакторы на лёгкой воде для АЭС, Северная Корея присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Однако в мае 1992 года сотрудничество между КНДР и СССР было прекращено, так как Северная Корея отказалась оплатить уже оказанную советскую помощь.[1]

Первые проблемы

В 1992 году, после того как американцы вывели тактическое ядерное оружие с территории Южной Кореи, начались проверки северокорейских ядерных объектов инспекторами МАГАТЭ. Однако в ходе шести инспекций у МАГАТЭ возникли сомнения по поводу мирного характера северокорейских ядерных разработок: инспекторов МАГАТЭ не были допущены на 2 объекта, которые Пхеньян не внёс в список ядерных объектов, утверждая, что они военные. Тогда же появились сведения о том, что КНДР научилась производить оружейный плутоний. МАГАТЭ настойчиво требовала у правительства КНДР допустить своих сотрудников на эти объекты, однако оно ответило отказом и 12 марта объявило о выходе Северной Кореи из ДНЯО.

Однако, чтобы картина была более полной, нужно отметить, что свою лепту в это решение Северной Кореи внесли США: 26 января 1993 года было заявлено о решении продолжить американо-южнокорейские военные учения «Team spirit», а в конце февраля этого же года мировая общественность узнала, что часть стратегического ядерного оружия переориентирована с бывшего СССР на КНДР.[2] В американских СМИ всерьёз обсуждалась возможность нанесения превентивного ядерного удара по Северной Корее. В условиях дипломатического признания СССР Южной Кореи в 1990 году, его развала в 1991 году, а затем явной прозападной политики российского МИДа, руководство КНДР осознало, что соглашения СССР и КНДР о взаимной обороне аннулированы, и Северная Корея лишена советского ядерного зонта. По-видимому, КНДР решила рассчитывать на свои силы, ни на кого не оглядываясь, и приняла решение ускорить ядерные разработки по созданию ядерного оружия.

Однако в июне 1993 года Северная Корея приостановила своё решение о выходе из ДНЯО в обмен на обещания США не вмешиваться во внутренние дела КНДР и не применять против неё военную силу. КНДР также пыталась пойти на компромисс с Соединёнными штатами, предлагая с помощью США заменить урановый реактор, используемый для АЭС, на легководный, а в ноябре доработали свои предложения по разрешению конфликтной ситуации. В мае 1994 года КНДР, вероятно, чтобы вызвать ответные шаги США в сторону мирного урегулирования конфликта, временно приостановила работу реактора и изъяла из него 8 тысяч стержней, хотя мотив данного поступка Пхеньяна точно неизвестен.

Однако в ответ на отказ МАГАТЭ оказать техническую поддержку Северной Корее в ряде её проектов, 13 июня 1994 года КНДР вышла из данной организации и запретила инспекции своих ядерных объектов.  В США всерьёз рассматривалась возможность вторжения в Северную Корею, а на стол американскому президенту ложились прогнозы военных потерь в случае американского вторжения в КНДР. Однако по оценкам американских военных в случае войны потери американской и южнокорейских армий были бы очень велики, поэтому с визитом в КНДР для мирного разрешения конфликта направился бывший президент США Джимми Картер, и благодаря этому 21 октября 1994 года между США и КНДР было подписано Рамочное соглашение (Framework Agreement).

Рамочное соглашение 1994 года и его реализация

Суть данного документа заключалась в том, что КНДР обязывалась приостановить, а затем полностью отказаться от своей ядерной программы. США  же пообещали взамен не рассматривать Северную Корею как враждебное государство и нормализовать отношения с ней. Кроме того США пообещали оказывать КНДР экономическую помощь (поставлять мазут для северокорейских электростанций), а также до 2003 года построить для КНДР атомную электростанцию с двумя реакторами на легкой воде мощностью 1000 мегаватт. Для этих целей специально создавался международный консорциум KEDO (Korean (Peninsula) Energetic Development Organization), куда изначально входили США, Южная Корея и Япония, а впоследствии – Евросоюз.

Однако стройка АЭС в КНДР велась крайне медленно: работы начались только в 1997 году с опозданием на один год, а к 2003 году, когда реакторы уже должны были быть построены, по мнению руководства КНДР, она находилась только на начальном этапе. В результате данная задержка нанесла значительный ущерб северокорейской экономике. Также США не спешили с признанием легитимности северокорейского режима. Дело в том что после смерти Ким Ир Сена в 1994 году его сын Ким Чен Ир воспринимался международным сообществом как малоэффективный правитель. К тому же в 1995-1998 году страну потрясли сильнейшие природные катаклизмы, поставившие страну на грань выживания. Тогда очень многим казалось, что северокорейский режим доживает свои последние дни и рухнет подобно другим социалистическим режимам.

 



Очевидно, осознавая, что США не торопятся выполнять свои обещания, в конце 1990-х годов Северная Корея приобрела в Пакистане 14 центрифуг и технологию обогащения урана. По данным ЦРУ Северная Корея ещё в начале 90-х начала производить плутоний и к 2002 году смогла произвести до 24 кг плутония. [3] Конечно, можно рассматривать данные шаги как попытку шантажировать США, однако существует и другая точка зрения, согласно которой испытывающая проблемы с энергетикой Северная Корея из-за безответственного отношения США к собственным обещаниям вынуждена была строить АЭС собственными силами по ранее проторенной дорожке (к 2003 году вместо обещанного реактора был построен только бетонный фундамент АЭС)[4].

 

Администрация Джорджа Буша-младшего и руководство КНДР: нарастание напряжённости

В 2001 году администрация Джорджа Буша-Младшего подвергла критике политику предыдущей администрации Билла Клинтона по отношению к КНДР и перешла к «политике силы».[5] В марте 2002 года в прессу просочилась информация, что американское ядерное оружие нацелено на 7 стран мира, в том числе на Россию, КНДР и КНР. А в августе 2002 года администрация Джорджа Буша прямо обвинила северокорейское руководство в создании ядерного оружия и в связи с этим заявила о прекращении поставок мазута для северокорейских электростанций с декабря 2002 года. В ответ на это 12 декабря 2002 года КНДР официально заявила о возобновлении своей ядерной программы, а инспекторам МАГАТЭ было предложено покинуть территорию Северной Кореи. И, тем не менее, руководство Северной Кореи ясно дало понять, что видит возможное разрешение данной проблемы в подписании договора о ненападении между КНДР и США, что является одной из договорённостей Рамочного соглашения между Северной Кореей и США 1994 года. Однако администрация Буша эту договорённость выполнять не собиралась и связала выполнение условий Рамочного соглашения 1994 года со стороны США также и с «демократическими преобразованиями» в КНДР, что противоречило обязанностям Северной Кореи в соответствии с этим документом.

 



10 января 2003 года КНДР заявила об окончательном выходе из ДНЯО, объяснив это реакцией на «усиливающуюся политику давления» со стороны США. Международное сообщество восприняло данные шаги КНДР как действия, угрожающие миру и стабильности в регионе. Однако мы видим, что Северная Корея объясняла свои поступки опасениями угрозы со стороны США, которая стала вполне реальной после операции американских войск в Югославии, Афганистане и т. д. К тому же администрация Буша-младшего включило КНДР в «ось зла» - список стран, к которым возможно применение силы со стороны США. Тем не менее, конечно же, никто не отрицает, что этими действиями северокорейское руководство добилось ряда  собственных целей: обратило внимание мировой общественности на свои проблемы, усилило свою власть над собственным населением, приобрело большее влияние на мировой арене. Однако в докладе «Корейский полуостров: вызовы и возможности для России» Азиатско-Тихоокеанского Совета по Тихоокеанской Безопасности (АТСТБ) написано, что ядерное оружие КНДР не представляет реальной опасности из-за неэффективности средств доставки (то же самое нам в прошлом году говорил на семинарах по «Введению в регионоведение» Андрей Владимирович Ковш), а его использование маловероятно, в том числе из-за ядерного сдерживания.[6] Да и вряд ли у северокорейского режима останутся хоть какие-то шансы на выживание, если КНДР использует ядерное оружие в военном конфликте (мои предположения).

 

Шестисторонние переговоры

В апреле 2003 года председатель КНР Ху Цзинтао предложил провести многосторонние переговоры в Пекине для разрешения данного конфликта. Несмотря на то, что Пхеньян настаивал на двухсторонних переговорах, было принято решение провести многосторонние переговоры с участием всех заинтересованных сторон. Данное предложение было поддержано США, так как американское руководство планировало создать «единый антисеверокорейский  фронт». Было принято решение включить в процесс переговоров также Японию и Россию. Нашу страну вначале не хотели включать в переговорный процесс, но она была включена по требованию КНДР. Таким образом, КНДР намеревалась снизить свою зависимость от позиции Пекина (при переговорах без участия России Китай был единственным государством, который прислушивался к позиции КНДР).  Так начался процесс так называемых «шестисторонних переговоров».

Первый раунд шестисторонних переговоров проходил в Пекине 27-29 августа 2003 года.  На данном этапе переговоров США потребовали от Пхеньяна отказаться от своей ядерной программы и свернуть всю свою ядерную инфраструктуру под контролем МАГАТЭ в обмен на гарантии безопасности со стороны США и поставку двух легководных реакторов для АЭС. Однако КНДР с этими условиями не согласилась, возможно, из-за нежелания США идти на компромисс (американцы настаивали на полной ликвидации северокорейской  ядерной программы) и из-за отсутствия у США желания признать правящий северокорейский режим легитимным.

Второй раунд шестисторонних переговоров проходил в феврале 2004 года. Чтобы обеспечить участие в них делегации КНДР, Пекин пообещал Пхеньяну экономическую и энергетическую помощь в размере 50 млн. долларов. Северная Корея была согласна заморозить свою ядерную программу в обмен на американские поставки мазута, однако США и Япония в ультимативной форме потребовали от КНДР полного отказа от ядерной программы и возвращение к ДНЯО. КНДР ответила отказом. Переговоры зашли в тупик.

Чтобы они окончательно не провалились, Китай использовал своё влияние на руководство КНДР. В марте 2004 года китайские обсудили данную проблему с Министром Иностранных Дел Южной Кореи и руководством КНДР, в апреле с ответным (тайным) визитом в Пекин прибыл Ким Чен Ир. Китайская настойчивость и усилия принесли определённые плоды – КНДР согласилась участвовать в третьем раунде шестисторонних переговоров, прошедшем в июне 2004 года. В этот раз американские представители несколько смягчили свою позицию, и предложили КНДР заморозить (передать северокорейские ядерные объекты под контроль МАГАТЭ) свою ядерную программу в обмен на предоставление КНДР режима экономического благоприятствования со всеми странами Шестисторонних переговоров. Однако ввиду приближавшихся выборов в США, КНДР не рискнула согласиться на американское предложение, так как в случае прихода новой администрации, её политика по отношению к КНДР могла бы измениться. Однако было достигнуто соглашение провести четвёртый раунд переговоров (был запланирован на сентябрь 2004 года).

Однако Пхеньян, вероятно, чтобы набить себе цену, 16 сентября 2004 года заявил, что не собирается принимать участие в переговорах до того, пока Южная Корея не прояснит ситуацию с экспериментами по обогащению урана, которое она проводила в 2000 году (по заявлению южнокорейских официальных лиц Южная Корея получила небольшое количество обогащённого урана в научных целях).  А 28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР на заседании Ген Ассамблеи ООН заявил, что КНДР обладает ядерным оружием, объяснив это желанием Северной Кореи обезопасить себя от агрессии США.

10 февраля 2005 года МИД КНДР официально признало наличие у своей страны ядерного оружия: «Мы — за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок — до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и демократии».[7]



Однако данное заявление не было воспринято всерьёз и остальные участники стали предпринимать попытки вернуть Северную Корею за стол переговоров. США предлагали усилить экономический нажим (то есть перестать оказывать экономическую помощь и объявить экономическую блокаду КНДР) на КНДР и принять ряд санкций против Пхеньяна, если он будет упорствовать. Однако ясное дело, что это было не в интересах Китая. К тому же, против этого выступила Южная Корея, которая оказывала помощь КНДР (какие-никакие, но братья) и имела с Пхеньяном ряд общих проектов. Кроме того, когда отношения Южной Кореи и Японии испортились из-за спора о принадлежности острова Токто, КНДР поддержал Сеул (руководство КНДР считает Японию и США главными врагами своей страны).

26 мая в своём интервью агентству “Bloomberg News” госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что США не будут участвовать в двухсторонних переговорах с КНДР (Пхеньян этого усиленно добивался), так как КНДР нарушила договоренности Рамочной Конвенции 1994 года. Ядерная проблема КНДР по её мнению – это проблема ни сколько в отношениях между КНДР и США, а сколько между Северной Кореей и её соседями. Поэтому данную проблему нужно решать сообща. Также Госсекретарь США заявила, что улучшение отношений КНДР с международным сообществом невозможно без решения данной проблемы, так как «люди не хотят, чтобы у Северной Кореи было ядерное оружие».[8]

 



Тем не менее, в июле и сентябре 2005 года прошёл четвёртый раунд Шестисторонних переговоров, который оказался плодотворнее всех предыдущих. Это стало возможным благодаря тому, что американскую делегацию возглавил бывший американский посол в Южной Корее Кристофер Хилл. Кроме того, перед четвёртым раундом Шестисторонних переговоров проводилось множество двухсторонних консультаций. Также, сформировалась группа стран (Россия, Китай, Южная Корея), которая настаивала на скорейшем разрешении данной проблемы и не поддерживала США в их стремлении с помощью давления на Пхеньян убедить северокорейское руководство согласиться со всеми требованиями Вашингтона. Всё это привело к подписанию 19 сентября 2005 года Совместного заявления участников Шестисторонних переговоров. Хотя этот документ юридически ни к чему не обязывал, он отражал стремления сторон, а это уже сдвинуло Шестисторонние переговоры с мёртвой точки. В частности он заключался в следующем:

а) денуклеаризация Корейского полуострова (отказ КНДР от своей ядерной программы и возвращение в ДНЯО), б) нормализация двухсторонних отношений между всеми странами-участницами шестисторонних переговоров, в) экономическая помощь КНДР со стороны остальных участников Шестисторонних переговоров, г) мир на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии.

9-11 ноября 2005 года прошёл пятый раунд переговоров, на котором КНДР согласилась прекратить разработку ядерного оружия. Казалось, в Шестисторонних переговорах был достигнут прогресс.

Однако ситуация изменилась, после того как 10 декабря посол США в Сеуле назвал режим Ким Чен Ира «криминальным режимом». КНДР намекнула, что это заявление может поставить крест на всех договорённостях, к которым стороны пришли после 5 туров Шестисторонних переговоров. Кроме того США обвинили Северную Корею в изготовлении фальшивых долларов, нарушении прав человека, и санкционировали подрывные действия внутри КНДР. Вследствие этого США наложили арест на средства северокорейских банков в банке «Дельта Азия» в городе Аомынь (Макао). Также американские чиновники несколько раз позволяли себе заявления, что даже если Пхеньян откажется от ядерной программы, «корейская проблема» всё равно останется, так как в КНДР нет демократии и нарушаются права человека (то есть США взяли курс на смену режима в КНДР). Понятно, что после этих событий Пхеньян отказался принимать участие в Шестисторонних переговорах и дезавуировал все предыдущие обещания.

 

 

КНДР – ядерная держава

В июле 2006 года КНДР провела запуск баллистических ракет, некоторые из которых упали в нескольких десятках километров от морской границы нашей страны.

3 октября 2006 года КНДР сообщила о планируемом ядерном испытании, а 9 октября 2006 года сообщила об его успехе. Мощность взрыва, по мнению экспертов, составила около 0,5 килотонн. Появились даже предположения, что вместо ядерного испытания КНДР взорвала несколько сотен тонн тротила.

 



Конечно мировая общественность (в том числе и наша страна) осудили испытание ядерного оружия Северной Кореей. Совбезом ООН была принята резолюция № 1718, запрещавшая экспорт  в КНДР оружия, материалов для изготовления ядерного оружия, а также предметов роскоши. [9] Испытание, по словам Владимира Путина, нанесло ущерб политике нераспространения ядерного оружия в мире. Как полагают многие специалисты-корееведы, Пхеньян осуществил испытания ядерного оружия, чтобы Вашингтон воспринял его как равного партнёра по переговорам, и от политики угроз и санкций перешёл к политике компромиссного поиска решений.

 



Однако это испытание заставило США изменить свою политику по отношению к КНДР, а также способствовало началу южнокорейского расследования, по итогам которого 16 миллионов долларов из 24 миллионов, арестованных в Макао, оказались чисты. На втором этапе пятого раунда Шестисторонних переговоров (18-23 декабря) КНДР заявила, что не вернётся к переговорам, пока с неё не будут сняты все санкции.

19 марта 2007 года переговорный процесс возобновился, но ненадолго – уже 22 марта КНДР покинула стол переговоров из-за того что ей не были возвращены средства, арестованные в Макао. Первый этап шестого раунда был завершён. Однако уже 27-30 сентября 2007 года прошёл второй этап шестого раунда шестисторонних переговоров. Это стало возможным благодаря тому, что КНДР были возвращены арестованные средства. КНДР обязалась до конца года закрыть свои ядерные объекты в Йонбене.

 

 

Переломным моментом Шестисторонних переговоров стало предоставление КНДР Китаю списка своих ядерных объектов 26 июня 2008 года, а на следующий день с санкции руководства КНДР была взорвана охладительная башня ядерного комплекса в Йонбене. Однако на следующем раунде переговоров стороны не пришли к согласию по поводу способа проверки того, как КНДР выполняет свои обещания. К тому же, 5 апреля КНДР запустила ракету-носитель «Ынха» (Млечный путь) которая вывела на земную орбиту северокорейский спутник, по заявлению северокорейских властей транслирующий песни «О великом полководце Ким Ир Сене». Спутник на орбите зафиксирован не был. А Совбез ООН осудил КНДР за запуск очередной баллистической ракеты. КНДР вышла из переговорного процесса, и до сих пор к нему не вернулась.

Чтобы вновь продемонстрировать международному сообществу свою значимость, КНДР 25 мая 2009 года провела второе ядерное испытание, мощность которого составила от 10 до 20 килотонн. В ответ на это Совбез ООН принял резолюцию № 1874, которая подтверждала все предыдущие санкции КНДР и призывала все государства ограничить торговые и экономические сношения с КНДР.

 

 

В ходе гибели южнокорейского корвета Чхонан и перестрелки северокорейских и южнокорейских судов у острова Ёпхёндо в ноябре 2010 года ситуация на Корейском полуострове накалилась до предела, и некоторым даже казалось, что вот-вот начнётся война. Особенно после того как, несмотря на угрозы КНДР, американский и южнокорейский флот провели учения в Жёлтом море. Но в последнее время КНДР демонстрирует своё желание возобновить диалог с США. В декабре 2010 года на заводе по обогащению урана в Йонбене побывал американский физик-ядерщик Зигфрид Хекер. По информации, полученной от учёного, корейцы превратили центр в Йонбене в супер современный завод, в котором в настоящее время работают порядка 2000 центрифуг. [10] Можно предположить, что – это демонстрация своих достижений руководством КНДР, и посыл остальному миру, чтобы к этой стране относились более серьёзно.

 



20 декабря 2010 года, после визита в КНДР губернатора штата Нью-Мексико Билла Ричардсона, Северная Корея согласилась пустить на свои ядерные объекты специалистов МАГАТЭ, а также продать Южной Корее 12 тысяч урановых стержней из которых можно сделать ядерное оружие.[11] Значит, есть надежда, что Шестисторонние переговоры продолжатся, и стороны вновь приступят к решению этой запутанной проблемы.

Народное творчество. Всерьёз не воспринимать (всё что они говорят - чушь :-))

 

Список литературы:

  1. Корейский полуостров: вызовы и возможности для России. // Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству и безопасности (АТССБ) Российский национальный комитет (РНК)// http://www.russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/fund/docs/ks210910.pdf
  2. Ядерная проблема КНДР: решать можно – решить нельзя// Международное обозрение: Восток-Запад// http://eastwest-review.com/rus/article/yadernaya-problema-kndr-reshat-mozhno-reshit-nelzya
  3. Асмолов К.В. Северо-Корейская ядерная проблема или 10 мифов о ядерной проблеме КНДР.  2007//Diary.ru// http://mif-zgyri.diary.ru/p73475065.htm
  4. Курбанов С.О. Ядерная проблема КНДР в 21 веке.  "История Кореи с древности до начала XX1 века". СПб., 2009, с. 605 – 612 //Народ.ру// http://all-on-korea.narod.ru/nuke.html
  5. КНДР согласилась пустить инспекторов МАГАТЭ// Лента.Ру// http://www.lenta.ru/news/2010/12/20/nkorea/
  6. Девятый элемент: КНДР и ядерная бомба// Аналитический центр по проблемам нераспространения// http://www.npc.sarov.ru/issues/9element/elementp1.html
  7. Северная Корея провела ядерные испытания// Лента.Ру// http://lenta.ru/news/2009/05/25/test/
  8. Текст резолюции №1718 Совбеза ООН// Совбез ООН// http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1718.htm
  9. Текст резолюции №1874 Совбеза ООН// Совбез ООН// http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2009/res1874.htm
  10. Шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР. Справка
  11. Фещенко В. Пхеньян подложил сюрприз// Российская газета// http://www.rg.ru/2010/12/16/heker.html
  12. U.S.-North Korea: Stalemate, Bernard Gwertzman, 16 March 2010// Council on Foreign Relations// http://www.cfr.org/publication/21650/usnorth_korea.html
  13. North Korea's Nuclear and Missile Tests and Six-Party Talks: Where Do We Go From Here? Scott A. Snyder, 17 June 2009//Council on Foreign Relations// http://www.cfr.org/publication/19647/north_koreas_nuclear_and_missile_tests_and_sixparty_talks.html
  14. Ракетно-ядерная программа КНДР// Wikipedia// http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ракетно-ядерная_программа_КНДР#1950-.D0.B5.C2.A0.E2.80.94_1970-.D0.B5_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D1.8B
  15. http://www.mignews.com/aimages/11_10/231110_210657_14927_2.jpg - картинка
  16. Ядерная программа КНДР, Олег Рожков // Центр по изучению проблем разоружения, энергетики, экологии при МФТИ// http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/ovr30318.htm
  17. Проблемы нераспространения ОМП и прав человека затрагивают каждого, утверждает Райс//America.gov//http://www.america.gov/st/washfile-russian/2005/May/20050527072814bpuh0.3505976.html


[1] http://www.npc.sarov.ru/issues/9element/elementp1.html

[2] http://mif-zgyri.diary.ru/p73475065.htm

[3] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1176443

[4] http://mif-zgyri.diary.ru/p73475065.htm

[5] http://all-on-korea.narod.ru/nuke.html

[6] http://www.russkiymir.ru/export/sites/default/russkiymir/ru/fund/docs/ks210910.pdf

[7] http://ru.wikipedia.org/wiki/Ракетно-ядерная_программа_КНДР #1950-.D0.B5.C2.A0.E2.80.94_1970-.D0.B5_.D0.B3.D0.BE.D0.B4.D1.8B

[8] http://www.america.gov/st/washfile-russian/2005/May/20050527072814bpuh0.3505976.html

[9] http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1718.htm

[10] http://www.rg.ru/2010/12/16/heker.html

[11] http://www.lenta.ru/news/2010/12/20/nkorea/