На главную страницу


 

Суренков Виктор

 

«The land looks like a fairytale».

Руаль Амундсен об Арктике

 

Трудно поверить, что регион,  которому сейчас уделяется все большее внимание, когда-то оставался «за бортом» мировой политики. И хотя премьер-министр России и заявляет, что никакой борьбы за Арктику нет, и не будет, многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшее время именно в Арктике столкнутся интересы многих великих держав. С каких же пор Арктическому региону стали уделять столь большое внимание?

Изменение положения Арктики во внешней политике США

Вообще, США стали Арктической державой в 1867 году, когда выкупили у царской России Аляску. С тех пор к Арктике в США проявляется скачкообразный интерес – то ей отводится чуть ли не первое место во внешней политике, то про нее забывают и вовсе. Всплеск интереса к региону в конце 19 века (времена золотой лихородки) сменяется полной апатией к судьбе региона вплоть до Второй мировой войны. Тогда на нее обратили внимание во время противостояния США и Японии. Кроме того, она была одним из перевалочных пунктов для поставок по ленд-лизу. После войны горячей началась война холодная, и снова Арктике уделяется огромное внимание американскими специалистами. Регион становится одной из площадок возможных боевых действий США и СССР. Как результат – быстрая милитаризация региона: США создают военные базы в Гренландии и Исландии, создается, так называемая DEW Line – линия раннего радиолокационного обнаружения. В 1980-х годах после того как СССР стали использовать подводные лодки для патрулирования, США усилили военный акцент в регионе по нескольким причинам. Во-первых, нахождение советских  АПЛ в северных морях давало СССР временное преимущество при обмене ядерными ударами. Во-вторых, большинство радаров США были направлены в стороны Атлантического и Тихого океанов. После окончания холодной войны вновь наблюдается падение интереса к региону, сокращаются военные расходы на его оборону от возможных угроз. Что касается 1990-х годов, то интерес США связан не с военной угрозой, а экологической. После списания многих советских и российских АПЛ в регионе появляются своеобразные кладбища лодок, а отработанное ядерное топливо стало представлять серьезнейшую угрозу экологии. Поэтому в Стратегии национальной безопасности США за 1998 год подчеркивается необходимость сотрудничества с приарктическими государствами для ликвидации радиоактивных отходов и ядерных материалов. В начале 21 века Арктика продолжает находиться на периферии внимания военного руководства США, и в новой Стратегии национальной безопасности 2006 года Арктика как регион не упоминается вообще.


Арктика и США в XXI веке

Однако в 2006-2007 годах начинается очередной скачок значения Арктики в глазах американского руководства. Связано это было сразу с несколькими причинами. Во-первых, все чаще вставал вопрос об изменении климата, а в связи с этим все чаще говорилось и об Арктике. Во-вторых, рост цен на энергоресурсы постоянно подогревал интерес к еще не до конца исследованному региону. Арктическая экспедиция России, спуск аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», а также установка на дне Северного полюса флага России подогревали интерес США и, естественно, Пентагона. В конце 2007 года Тед Аллен (командующий береговой охраной США) заявил, что если США планирует принять участие в борьбе за ресурсы Арктики, то необходимо пересмотреть позиции страны по Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (которую Штаты не подписали), а также начать строительство в регионе передовых баз, которые могли бы быть использованы в кризисных ситуациях. Сказано – сделано. В конце все того же 2007 года начинается патрулирование территории вертолетами США и оснащение базы в городе Барроу (к слову, в самом северном городе США). И тут, казалось бы, происходит нечто невероятное – сверхсовременная в военном плане держава сталкивается с чисто техническими проблемами  – большинство видов военной техники оказались непригодными для условий Арктики. Военные корабли не могли спустить на воду из-за наличия льда, самолетам приходилось возвращаться более чем на 1000 километров для дозаправки, однако самая главная проблема выяснилась позже.

Ледокольный флот США

Решить эту проблему был призван ледокольный флот США, однако сразу же обнаружилось, что находится он далеко не в лучшем состоянии, а ведь только ледоколы способны постоянно действовать в условиях северных льдов и решать различные задачи: от научных исследований и до сопровождения военных судов. Всего американцы располагали тремя ледоколами: «Polar Star», «Polar Sea» и «Healy». Проблема заключалась в том, что первые два использовались еще с 1970-х годов, а последний предназначался для научных экспедиций. Военные структуры США предложили варианты решения этой проблемы: строительство новых ледоколов, модернизация обоих старых, модернизация «Polar Star» и модернизация «Polar Star» для одной операции в Арктике. Проблема ледоколов в последнее время звучит все чаще и чаще, упомянули о ней и в 2008 году, когда глава Береговой охраны США Тед Аллен заявил, что если США не начнет строительства нового ледокольного флота, то она рискует потерять и без того хрупкие позиции в регионе. На данный момент ситуация стала еще хуже: «Polar Star» находится на ремонте, у «Polar Sea» вышел из строя один из двигателей. Строительство же новых ледоколов крайне маловероятно из-за финансовых проблем страны. Кроме того, береговая охрана США и без того затрачивает огромные средства (24 млрд. долларов) на замену и модернизацию устаревшей техники. Проблема ледоколов, по мнению экспертов, вскоре еще сильнее обострится. Это связано с проектами по списанию ледокола «Polar Sea» и перевода его экипажа на «Polar Star», а так же с тем фактом, что очень скоро истекает срок службы «Healy». А это значит, что в самый ответственный момент арктической гонки США просто напросто нечего будет выставлять на трассу. Естественно, ведутся поиски решений этой проблемы, в частности предлагается передать имеющиеся ледоколы в руки частных компаний. Их аренда, по мнению экспертов, будет обходиться правительству гораздо дешевле.

 

Подводный флот США

Правительство США проводило различные исследования, нацеленные на понимание того, как лучше использовать имеющиеся в распоряжении технически средства (Арктическая дорожная карта, Task Force Climate Change, доклад Академии наук США). Исследования показали, что высока эффективность использования подводных лодок по нескольким причинам: они могут самостоятельно действовать в Арктике в любое время года (таким образом, обходится стороной проблема ледоколов); кроме того, Арктика является кратчайшим путем из Тихого океана в Атлантический. Подводные лодки соответственно могут действовать максимально скрытно, что подходит для военных и разведывательных операций. Поэтому с 2007 года начинается испытание американских АПЛ на регулярной основе. Тем не менее, использование подлодок возможно только после их модернизации: усиления защиты рубки, специальные камеры видеонаблюдения, звукоулавливающая аппаратура, гидролокаторы, что само по себе недешево. В 2011 году командование ВМС США заявило о начале использования лодок для проведения научно-исследовательских работ. Значение подводных лодок для американской арктической миссии можно понять всего лишь взглянув на расходы: с 2012 по 2016 год расходы только на исследовательскую деятельность лодок составят 5 млрд. долларов. Кроме того, планируется перенести в Арктику Управление военно-морских исследований ВМС США, что опять же будет недешево. За последние 4 года США провели 5 боевых учений, некоторые из которых проходили вместе с британскими коллегами. В последнее время все чаще говорится о создании более эффективной системы слежения в регионе и о возможностях БПЛА, запущенных с подводных лодок.

 

Американские военные командования в Арктике

Известно, что весь мир, согласно американской стратегии, поделен на сектора, за отстаивание интересов в которых выступает определенно командование ВС США – Азиатское, Африканское и т.д. Соответственно, было очень важным шагом решение вопроса о том, какое командование будет осуществлять политику в Арктике, потому что этим определяются технические средства США в регионе, как и то, с какими странами будут выстраиваться взаимоотношения, кто будет главным возможным противником. В начале века Арктика входила в зону ответственности сразу трех командований – Северного, Европейского и Тихоокеанского. Таким образом, на Северном Полюсе соприкасались интересы всех трех американских командований. Важность выбора командования объясняется и их исторической специализацией. Тихоокеанское командование всегда защищало интересы США в Тихоокеанском регионе, после распада СССР приоритетной задачей этого командования стало сдерживание Китая. Северное командование, которое было создано сразу после терактов в Нью-Йорке 2001 года, занимается защитой самой территории США и, в первую очередь, от террористов.  Европейское же командование занималось сдерживанием СССР/России.  Поэтому к вопросу о выборе командования Пентагон подошел очень серьезно. Однако тут появились существенные разногласия. Сторонники Северного командования говорили, что только Северное командование поддерживает тесные связи с канадскими вооруженными силами, и что сотрудничество с ними могло бы решить многие серьезные проблемы региона без втягивания третьих держав. Кроме того, Северное командование ВС США уже координируют свою деятельность с Министерством внутренней безопасности США в частности и с другими военными ведомствами, действующими в регионе. И наконец, именно в зону ответственности Северного командования входят Аляска, территориальные воды и экономическая зона США в Аляске. Представители Европейского командования говорили, что их северные коллеги не смогут справиться с этими задачами, так как большая часть их флота расположена достаточно далеко от Арктики и не сможет выполнять поставленные задачи по техническим характеристикам. Европейцы же имеют налаженные контакты с приарктическими державами Европы, и это помогло бы эффективно решать возникающие проблемы. Кроме того, считалось, что именно с Россией наиболее высока вероятность конфликта в регионе, а значит именно Европейское командование должно осуществлять внешнюю политику США. Спор разрешился в апреле 2011 года, когда президент США Барак Обама подписал новый план объединенных военных командований. По этому плану Тихоокеанское командование вообще лишается Арктики, под контроль Европейского командования попали море Лаптевых и Восточно-Сибирское море; Северное же командование получило Северный полюс, Берингов пролив и всю морскую акваторию вокруг Аляски.


Сотрудничество США и Канады

Неотъемлемой частью военной политики Америки стало сотрудничество с другими приарктическими странами, в первую очередь со своим ближайшим соседом – с Канадой. В конце марта 2008 года прошла встреча руководителей береговой охраны двух стран в Сиэтле, на которой  Аллен и  Дюпон обсудили вопросы возможности сотрудничества двух стран в регионе, а также пообещали обмениваться планами о строительстве новых судов и кораблей в Арктике. Как ни парадоксально, но в сотрудничестве заинтересованы именно Штаты: уже сейчас Канада обладает большим количеством ледоколов (2 против 6), правительство Канады выделяет большие деньги на ремонт уже имеющихся ледоколов и строительство двух новых. Кроме того, рассматриваются проекты о строительстве 6-8 патрульных кораблей. В ноябре 2009 года была проведена встреча министров обороны двух стран –  Роберта Гейтса и Питера Маккея – в Галифаксе, на которой обсуждалось сотрудничество двух военных органов – ПОСО (Постоянный объединенный совет обороны) и НОРАД (Североамериканское командование воздушно-космической обороной). ПОСО было поручено разработать предложения по усилению сотрудничества военных ведомств двух стран в Арктике. Что касается НОРАД, то повышенный интерес двух североамериканских держав связан с таянием льдов, что повышает возможности судоходства, что, в свою очередь,  повышает возможность необходимости поисковых и спасательных операций. Однако на этом сотрудничество США и Канады в регионе не заканчивается. Уже к 2010 году к новой встрече министров обороны был подготовлен совместный американо-канадский документ об угрозах в Арктике до 2020 г. В том же 2010 году были проведены совместные учения на Крайнем Севере. Обе стороны заявили, что это очень большой шаг вперед. Де-факто, можно говорить не просто о военно-техническом сотрудничестве двух стран в регионе, но и о формировании единой американо-канадской военной стратегии в регионе. Стороны также обязались обмениваться информацией о затрате средств на Арктику. Все это поможет более эффективно совместно использовать технические средства, а также поможет выявить слабые стороны Канады и США в регионе и по возможности усилить их.


Сотрудничество США и России

Сотрудничество с Россией складывается куда сложнее. С одной стороны, практически во всех официальных документах подчеркивается необходимость установить с Россией диалог по вопросам Арктики, однако с другой стороны, очень многие считают именно Россию главным конкурентом в борьбе за ресурсы Арктики, что естественно негативно сказывается на возможности переговоров. США пытаются не дать России усилиться в регионе, но, в то же время, статус России как крупнейшей арктической державы, без которой невозможно проведение ни спасательных, ни научно-исследовательских операций, поощряет Вашингтон идти на сотрудничество. Есть и некоторые признаки положительного решения проблемы. Так, например, в 2011 году в Гренландии было подписано «Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике», которое подразумевает создание определенных зон, за которые каждое государство будет отвечать при проведении поисково-спасательных операций. На новом этапе сотрудничества находятся и военные ведомства двух стран. Еще в 1972 году было подписано «Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним», которому сейчас уделяется пристальное внимание. Однако  это соглашение подразумевает только надводные военные суда, хотя камнем преткновения СССР/России и США всегда были подводные лодки. С начала века Россия неоднократно предлагала американской стороне соглашение о предупреждении инцидентов в подводной среде, но США отказываются рассматривать подобные проекты. По их мнению,  заранее разглашенная информация о местах базирования своих подводных лодок для предотвращения инцидентов и аварий лишит их главного козыря –  скрытности передвижения и маскировки. Еще одной проблемой является и то, что США до сих пор не подписали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Поэтому Соединенные Штаты не могут участвовать в ключевых органах ООН, которые занимаются изучением континентального шельфа и добычей полезных ископаемых из недр. По этой же причине нерешенными остаются вопросы о деятельности ВМФ США. Большие надежды возлагаются на Обаму, который давно является сторонником ратификации конвенции, хотя в Америке и существует довольно сильная группировка ее противников. По их мнению, ратификация конвенции существенно ограничит свободу военно-морского флота США в Мировом Океане.  Все это создает определенные трудности во взаимоотношении двух стран.

Таким образом, мы можем видеть, что Арктика занимает одну из ключевых позиций во внешней политике США. Попытки решить все возникающие вопросы через военную составляющую сталкиваются с серьезными проблемами ­– экономическими, юридическими, технологическими, инфраструктурными. Решить все эти проблемы военным путем невозможно, и поэтому США уделяет большое внимание сотрудничеству с другими арктическими странами, налаживанию диалога с ними, и в первую очередь с Канадой.

 

Список использованной литературы

  1. http://www.uscg.mil/
  2. http://www.golos-ameriki.ru/content/us-sea-law/940307.html
  3. http://www.nytimes.com/cwire/2011/03/11/11climatewire-climate-change-poses-a-major-challenge-for-t-13451.html?pagewanted=all
  4. http://www.globalsecurity.org/military/library/news/2007/03/mil-070329-nns03.htm
  5. http://www.gazeta.ru/science/2012/06/08_a_4617845.shtml
  6. http://warsonline.info/geostrategiya/ssha-namereni-uvelichit-voennoe-prisutstvie-v-arktike.html
  7. http://topwar.ru/18468-ssha-ne-stanut-iskat-dialoga-v-voprose-arktiki.html
  8. http://www.arctic-info.ru/
  9. http://www.km.ru/spetsproekty/2012/06/26/strategii-razvitiya-rossii/arktika-i-geostrategiya-rossii-po-ee-osvoeniyu