На главную страницу


Анастасия Кожемяко

Католическая вера в США занимает второе место по числу приверженцев среди религиозных конфессий после протестантизма. В большей мере ее представителями являются испаноговорящие жители страны, которых на сегодняшний день насчитывается уже около 77 миллионов.

В США католицизм начал распространяться в ходе испанской колонизации в начале XVI века во Флориде, где создавались католические миссии с целью остановить распространение пуританских настроений. Подобные миссии возникали также в Калифорнии и Джорджии. Но натиск английских колонизаторов остановить не удалось, и уже к XVII веку численность католиков существенно снизилась (учитывая, что они и так составляли всего 1 %).  На такой исход повлияла Английская революция,  в ходе которой во всех 13 существовавших на тот момент штатах ограничились права католиков. Запрещалась деятельность католических миссионеров.  Сами власти английских колоний поддерживали запретительные меры против католической церкви, так как расценивали враждебное отношение англиканского духовенства и пуритан к католической церкви как фактор, играющий значительную роль в объединении британских переселенцев различных протестантских направлений.

Католической церкви удалось активизироваться только в конце XVIII века. Смягчение отношения к католической церкви привело к тому, что в 1789 году образовывалась первая католическая епархия в Балтиморе, а первым епископом стал уроженец Мэрилэнда Джон Кэролл. Это событие дало существенный толчок к институализации религии, стали появлятся университеты и епархии в других штатах.

 

XIX век был ознаменован грандиозным увеличением числа католиков. Их количество изменилось от 35.000 до 2 млн. человек, что было связано преимущественно с притоком иммигрантов из различных католических стран Европы. Это повлекло за собой волну протестов, возникла даже политическая партия "нейтивистов", активисты которой принялись преследовать католиков, узрев в них опасность для американской идентичности. Многие политические деятели также недолюбливали католиков, поскольку видели свою страну  сугубо протестантским государством. Такое отношение удалось изменить только при президенте Кеннеди, который был избран в 1961 году и сам являлся католиком. Он выступал активным борцом за гражданские права (в том числе право на свободу вероисповедания) и добивался принятия соответствующего закона. Однако в разгар этой борьбы он был убит. Закон все же был принят, он отменял все формы дискриминации и сегрегации.

В период 1976 - 1980 гг. сам епископат активно начал действовать в политических вопросах. Это выражалось в широкой мобилизации католических организаций на борьбу за законодательное запрещение абортов. На выборах 1980 г. список вопросов, имеющих моральное значение, удлинился и стал конкретнее. Епископы оказывали давление на всех кандидатов (будь то кандидаты в Конгресс или в президенты), стремясь навязать им свою программу. Непосредственное участие католической церкви в политической борьбе вызвало осуждение и противодействие со стороны многих влиятельных общественных и политических кругов. Наиболее яростно, однако, политическую активность епископата осуждали сторонники женского равноправия, легализации абортов.

В конце XX века американская католическая церковь занималась проблемами сдерживания гонки ядерных вооружений, а во время войны во Вьетнаме выступала против нее. В пастырском послании 1976 г. епископы заявляли, что нельзя не только использовать ядерное оружие, но даже вынашивать планы применения его против мирного населения. В 1978 г. католические епископы США высказались за договор об ограничении стратегических вооружений.

Говоря о настоящем,  можно отметить, что в последнее время церковные иерархи США прилагают огромные усилия к тому, чтобы американизировать католическую церковь. Одним из средств к этому  послужила проведенная в Ватикане канонизация святых. До 1973 г. католическая церковь США не имела ни одного святого, американца по происхождению. Стремясь поднять престиж  католической церкви в США, Ватикан решил пополнить сонм святых за счет церковных деятелей американского происхождения. Этой чести удостоилась Элизабет Сетон. Она родилась в 1874 г., была прихожанкой епископальной церкви и занималась благотворительностью.

Судьба католицизма в США сложилась весьма непросто. Католичество - одна из первых ветвей христианства, появившихся на американском континенте. Несмотря на то, что США считают протестантским государством, роль католической церкви в стране с течением времени лишь возрастает.

 

Источники:

  1. http://www.rae.ru/forum2011/132/888
  2. http://www.adherents.com/rel_USA.html