На главную страницу


Екатерина Гринь

«Америка питала огромное количество надежд,
поскольку являлась привлекательным объектом
для иллюзий»
Д.Бурстин

   Наверное, не существует такого человека, который бы не знал, не видел или не слышал каких-либо захватывающих историй об освоении Американского Фронтира. Большинство составляет картину этого романтичного и полного приключений мира по знаменитым голливудским и не только вестернам, да и дешевым романам. Отсюда и возникает многочисленное количество выдумок, легенд и мифов об этом далеком крае индейцев, ковбоев, бандитов, которые отчасти все же являются правдой, но и немного далеки от истины. Обычно, мы привыкли себе представлять увлекательные завоевания «диких» и «первобытных» земель и  общество, организованное скорее на основе кодекса чести, чем на основе законодательства. Таким образом, американский фронтир ассоциируется с лозунгом, который является некой квинтэссенцией американского государства – «Свободные люди на свободной земле».

   Надо отметить, что уже с самого начала фронтир рассматривали, как некую «землю надежды», где все, кто хотел, мог обрести ту самую свободу, о которой многие в то время мечтали. Он был загадочен, и поэтому каждый мой возлагать на новые земли любые, даже самые смелые надежды. Реальные условия фронтира в расчет не брались, да и о них мало, что было известно на тот момент, в глазах переселенцев это были «дикие, но прекрасные просторы, где человеку дышится свободно».

Фронтир

   Одно из самых первых массовых движений на Запад возникло еще тогда, когда североамериканские владения были колониями Великобритании, под названием «скваттерство». Так называемыми скваттерами назывались неимущие фермеры или новые колонисты, которым не досталось земель. Они захватывали земли к западу или северу-западу, которые никто не обрабатывал, эти территории официально принадлежали британской короне, крупным собственникам или спекулянтам.  Вследствие чего скваттеров прогоняли, преследовали, сжигали их дома, хозяйственные постройки и посевы. Англичане опасались освоения Запада по ряду многих причин, поэтому Война за Независимость, казалось бы, дала молодой стране некую свободу для заселения территорий. Однако, земли, которые раньше принадлежали Великобритании или лоялистам, перешли в собственность все тех же спекулянтов и  конгрессу, который установил на них довольно-таки высокие цены. Но остановить движение на Запад было уже невозможно. Уже тогда в 1803 году, когда американцам была продана Луизиана, президент Томас Джефферсон мечтал о том, чтобы Соединенные Штаты Америки раскинулись от одного океана до другого.

   Надо отметить, что в основном заселять неосвоенные земли ехали смелые, предприимчивые и уникальные в своем роде люди, благодаря которым создавался некий коллоритный образ жителей фронтира. Хорошим примером служит захватывающая история Дэви Крокетта, который за один сезон смог убить 105 медведей, хотя все знали, что он может считать только до 100 да и то постоянно сбивался. Ему, как и всем трапперам, не сиделось на месте, и он все дальше и дальше уходил на Запад и в конце концов погиб, едва дожив до пятидесяти лет, защищая форт Аламо от мексиканцев. И кстати даже стал героем одноименного вестерна «Аламо».

Дэви Крокетт в фильме "Аламо"

   После того, как в 1820 году конгрессом был одобрен закон, по которому цена за акр земли в прериях составляла доллар двадцать пять центов, и минимальный размер продаваемого участка был снижен, фронтир увидел первые фургоны пионеров, те самые знаменитые крытые фургоны, без которых не обходится ни один фильм посвященный освоению Запада. Также стали появляться бандиты и авантюристы всех мастей, которых тянула «легкая и разгульная» жизнь на земле, где, по сути, не было никакой законности. Особенно активизировались они после войны с Мексикой, закончившейся в 1848 году, когда были присоединены новые территории – Техас, Калифорния, Нью-Мексико. Еще одним важным фактором стало то, что в долине Сакраменто, в Калифорнии, было найдено золото.

   В то время существовало три дороги, ведущие на Запад, - Санта-Фе, по которой в свое время прошла знаменитая экспедиция Льюса и Кларка, Орегонская тропа и печально известная тропа мормонов, на которой погибли тысячи человек. Нельзя сказать, что какой-либо из этих путей был легче или лучше, все они усеяны могилами тех, кто не выдержал суровых условий фронтира. Но все же одной из самых многолюдных троп оказалась Орегонская, ибо именно она вела в Калифорнию, к золоту. В новое, так называемое, Эльдорадо всего за 18 месяцев прибыли десятки тысяч человек, которым приходилось жить и работать в ужасных условиях. О счастливчиках, о тех, кто намывал золото тысячами в день, ходили легенды, и только они поддерживали дух подавляющего большинства. Однако нельзя сказать, что все эти «счастливчики» хорошо заканчивали. Очень немногие, сумев нажить состояние, сохраняли его. Типична неудачная история «о счастливчике» произошла с Рыжим Бауэрсом. Он был обычным золотоискателем, его жена – прачка, зарабатывала больше него самого. Но однажды, ему улыбнулась удача, и он нашел прибыльную жилу и моментально стал одним из богатейших людей в Америке. Говорили даже, что он может купить все, кроме Лондонского Тауэра, да и то, потому что его ему не продают. Но прошло время, жила истощалась, и Бауэрс стал банкротом. Он снова занялся золотоискательством, но безуспешно.

 

золотоискатель

   Подобные эпопеи по добыче золота, хоть и привлекали десятки тысяч людей, но лишь в небольшой мере способствовали дальнейшему освоению Запада. Большой бум заселения произошел в 1862 году, когда президент А.Линкольн подписал закон о гомстедах. По этому закону любой американец, уплативший символичную сумму в 10 долларов, получал участок земли площадью 160 акров. Прожив на нём пять лет, фермер становился его полноправным владельцем.

   Теперь, когда страна занимала обширное пространство от океана до океана, было необходимо наладить средства связи и сообщения. Поэтому в 1848 году была организована первая сухопутная почтовая служба, которая попробовала использовать верблюдов для перевозки. Однако американские пустыни оказались намного суровее африканских, и верблюды в Америке не прижились. В 1858 году компания «Уэллс-Фарго» пустила конные дилижансы. Однако это тоже был не самый лучший способ передвижения. Дорога занимала много времени, и путешествие было очень тяжелым, ситуацию усугубляли также постоянные налеты бандитов, как на сами дилижансы, так и на небольшие поселения, в которых те останавливалась. После начала Гражданской войны появились пони-экспрессы. Специальные всадники-гонцы ездили от станции к станции, передавая друг другу почту, как эстафету.

   Особое место, как в вестернах, так и в истории освоения Запада принадлежит строительству Трансконтинентальной железной дороги. Тому подтверждение кинолента «Железный конь»,которая отобразила конкуренцию между двумя компаниями, занимающимися строительством железной дороги – «Сентрал пасифик», она тянула линию с Запада, и «Юньон пасифик», так как речь шла о баснословных суммах денег, выделяемых правительством. И наконец, совершился поворотный момент в истории Америки – 10 мая 1869 года в штате Юта пути сомкнулись. Теперь Запад и Восток стали неразрывно связаны друг с другом.

Смычка двух строящихся участков Первой трансконтинентальной железной дороги

Началось бурное развитие скотоводства, и возникла эпоха ковбоев и перегонщиков, столь популярный для вестернов сюжет. Линия фронтира перемещалась все дальше и дальше на Запад, пока не достигла вод Тихого океана.

   Фронтир всегда был и до сих пор считается связующим звеном между понятиями свободы и независимости в США, что является основными качествами и потребностями каждого человека, как писал в декларации Независимости Томас Джефферсон. Идеалы нового зарождающего государства совпали с реалиями жизни фронтира. Он считался воплощением рая на земле и примером для всех остальных народов. Так фронтир стал американским национальным символом.

 

Список  литературы:

  1. Billington R.A. America’s Frontier Heritage. Albuquerque, 1991
  2. Robert Riegel, America moves west, NY, 1956
  3. Бурстин Д. Американцы: В 3-х т. М., 1993
  4. Замятина Н.Ю. Зона освоения (фронтир) и ее образ в американской и русской культурах // Общественные науки и современность. 1998. №5
  5. Литературная история США: в 2-х т., Т. 2. М., 1995