На главную страницу


Смирнова Т.

Первая ассоциация, возникающая при упоминании слова «кинематограф» у большинства людей, вероятнее всего, связана с Голливудом.

Меньшее количество людей знает, что кинематограф начал свой путь в Европе. К примеру, одним из самых известных событий в мире кино стал показ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (в России более известен под названием «Прибытие поезда») братьев Люмьер из Франции. К 1910 г. Франция все еще производит 70% фильмов. Изобретатели пытаются придумать устройства, которые помогут развитию индустрии, среди них Томас Эдисон, И.А. Тимченко, Ж. Демени и пр.

Но почему же тогда именно американская киноиндустрия является сегодня крупнейшей и наиболее развитой?

Если обратиться к истории, становится ясно, что развивалась эта отрасль довольно быстрыми темпами, вовлекая все большее число заинтересованных людей, вкладывавших деньги в новое дело, создавая конкуренцию. Ориентировалась киноиндустрия на массового зрителя (тем не менее, нельзя забывать и про так называемое независимое кино).

Со временем индустрия начала развиваться еще быстрее, производство фильмов резко увеличилось, актеры и режиссеры из других стран стали приезжать в США, появился более широкий спектр жанров фильмов.

Уже к середине ХХ века кино стало одним из самых выгодных способов заработать деньги. Конкуренция между студиями и компаниями ужесточалась, происходили слияния некоторых из них, маленькие и «слабые» уничтожались конкурентами. Те, кому удавалось удержаться в индустрии, процветали. Количество рабочих мест росло, нанимались сценаристы, операторы, каскадеры, техники и пр. Соответственно, развивались и специализации в образовании, поскольку потребность в различных профессиях, связанных с кино, только возрастала. Кинотеатры вырастали по стране как грибы после дождя. Фильмы стали ставиться на поток, становиться однотипными.

С появлением звука в фильмах возникла проблема - такое популярное по всему миру американское немое кино вдруг стало терять популярность из-за отсутствия перевода. Эту проблему пытались решить, выпуская версии на иностранном языке, однако, эта идея не прижилась, и в итоге все равно пришлось наладить систему перевода на другие языки.

 

 

Однако с появлением возможности снимать цветное кино, с появлением спецэффектов и декораций, США выбирает, так скажем, путь зрелищности. Главная задача теперь – удивить зрителя, заставить его испытать в кинотеатре настоящее потрясение. Так появляются блокбастеры. Это, пожалуй, одно из самых распространенных определений «типичного американского фильма». Такая зрелищность и тянет людей в кинотеатры, им хочется видеть то, что в реальной жизни не всегда возможно.

Все прекрасно знают, что большинство кинематографов других стран «вдохновляются» идеями Голливуда. Тут можно говорить как о моде в киноиндустрии, так и о всевозможных формах компиляций, плагиата и т.п. Ориентация на США движет и Россией. Отечественная индустрия пытается не отставать от американской, но почти все, что получается создать – проваливается в прокате, тем самым не привнося ничего существенного нового в развитие мирового кинематографа, и не «поддерживая» уже имеющееся. При размышлении на эту тему, в моей памяти всплывают слова профессора Квиррелла о философском камне в первом фильме о Гарри Поттере: «Я вижу то, что я хочу. Я вижу в моих руках камень. Но его не достать!». Так же и американский кинематограф кажется нам своеобразным философским камнем, дающим жизнь фильмам и поддерживающим бессмертие киноиндустрии, камнем, который другим не так-то просто и добыть.

Являясь привлекательной для всех категорий людей страной, Америка притягивает деятелей кино и по сей день. Несомненно, в этой стране у талантливого монтажера/сценариста/режиссера шансов намного больше, ибо киноиндустрия развита и продолжает развиваться, создавая все больше и больше звезд, знаменитостей, шедевров кинематографии.

Думаю, практически любой найдет в американских фильмах что-то для себя. Спектр предлагаемых сюжетов, жанров, идей, воплощения этих самых идей настолько широк и ярок, что от разнообразия легко пойдет кругом голова. Конечно, ценители и особо тонкие натуры могут спорить, утверждая, что кино США слишком потоковое и относится к мейнстриму, но и на такие запросы Америка подготовила ответ - независимое кино. Всевозможные направления, так называемые артхаус, инди, экспериментальное и подпольное кино, развиты в США так же сильно, как и продукция крупнейших компаний Голливуда. Это ли не доказательство многосторонней развитости киноиндустрии США?

Люди относятся к Америке как к собранию многих «народов» на одной территории. Немудрено, ведь об этом нам говорит история иммиграции в США. За сравнительно недолгое время там собралось невероятное разнообразие представителей разных культур. Если только в одном отдельном городе живут и англичане, и евреи, и русские, и немцы, и китайцы, то что уж говорить про народности на территории всей страны. Я могу лишь предполагать, что это оказалось одной из причин популярности американского кинематографа. Все это смешение культур проявилось в разных сферах жизни. В том числе и в киноиндустрии. К примеру, основателями одной из самых известных в мире кинокомпаний Warner Bros. были выходцы из Польши.

У некоторых, при упоминании США может появиться ассоциация с глобализацией. Иногда глобализация приравнивается к американизации, и это связано с влиянием, которое Америка начала оказывать на мир в ХХ веке. И, в нашем случае, это, конечно же, влияние на кинематографию.

Америка задает тенденции во многих сферах современной жизни, будь то наука, музыка или кино. История американского кинематографа богата не только событиями и именами, но и поворотами в развитии художественной мысли, а история самих Штатов позволяла этой отрасли эволюционировать и вовлекать деятелей искусства со всего мира. Современную сферу развлечений уже трудно представить без американских фильмов, а мировой кинематограф без киноиндустрии США.


Источники:

1. http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Hollywood
2. http://k1no.ru/istoriya-kino.htm
3. http://en.wikipedia.org/wiki/Cinema_of_the_United_States
4. http://www.shedevrykino.ru/index.html