На главную страницу


Дробышева Т.

“Nothing great was ever achieved without enthusiasm.”
William Wrigley Jr.

Для российских людей одним из самых популярных сувениров из США на протяжении многих десятилетий является жевачка. Так уж сложилось.  Из курса истории, по рассказам родителей или из собственного опыта  мы знаем о железном занавесе, о дефиците и о вещах, которые можно было купить только за рубежом. Сейчас ситуация изменилась коренным образом и на прилавках можно найти жевачки разной формы, вкуса, цвета, размера и, тем не менее, упаковка жевательной резинки, на которой написано “Made in the USA” приводит всех в восторг. Сложно поспорить с тем, что самым успешным и известным, на сегодняшний день, производителем этого продукта является компания Wrigley.

Её история началась весной 1891 года, когда из Филадельфии в Чикаго приехал молодой человек, имя которого только спустя несколько десятилетий прославится на весь мир – Уильям Ригли-младший. Он был молод и полон амбиций, имея в кармане $32. Как потом окажется, этих вещей будет достаточно, чтобы построить империю. Кроме прочего, господин Ригли обладал недюжинным талантом управленца и торговца. Он с раннего детства привык к труду – его отец держал собственную лавку, торговавшую мылом и порошком, а маленький Уильям развозил продукцию отца по городу.

Вот и по прибытии в Чикаго, он решил продолжить дело отца, вместе с тем, несколько расширив его. Чтобы бизнес шёл лучше, Ригли придумал давать в подарок 2 пачки жевательной резинки при покупке его продукции. Это предложение пользовалось большим успехом, и вскоре он понял, что подарок обладает гораздо большей популярностью, нежели сам продукт, который он предлагает.

В конце 19 века в США было, по меньшей мере, полтора десятка компаний, производящих жевательную резинку, однако эта промышленность была недостаточно развита. Увидев перспективность этого продукта, Ригли понял, что жевательная резинка – это то, что он искал, и начал активное развитие своего бизнеса.

Тем временем, пробиться на рынки оказалось достаточно сложно. Особенно после того, как в 1899 году 6 крупнейших американских компаний, производивших жевательные резинки, объединились в “Gum Trust”, что означало создание очень серьёзной конкуренции. Уильяму Ригли было предложено присоединиться к образовавшейся монополии, но он отказался, объяснив это тем, что он собирается идти своим путём, противостоящим их гегемонии. Несколько раз компания оказывалась на грани банкротства, однако каждый раз усилиями умелого управленца и прирождённого торговца выкарабкивалась из сложной ситуации.

Уильям Ригли не забыл свой старый способ по привлечению клиентов. Но теперь всё поменялось местами: за покупку крупного количества жевательных резинок он предлагал различные вещи – от мыла до весов. Эти предложения были очень популярны, и вскоре Ригли выпустил каталоги, которые предназначались для  помощи клиентам в выборе их подарка.

Господин Ригли был одним из первых предпринимателей, которые воспользовались рекламой, чтобы увеличить объёмы продаж своих товаров. С 1907 года запускается рекламная кампания Wrigley, где потребителям жевачка преподносится как самый необходимый продукт современности. Компания сосредотачивается на популяризации Wrigley’s Mint, которая, по мнению главы корпорации, являлась продуктом высочайшего класса.

11 ноября 1921 года в Чикаго началось строительство здания штаб-квартиры Wrigley. К 1931 году грандиозный проект был завершён, и Wrigley переехала в свой новый головной офис. Это здание, по задумке основателя компании, очень напоминает своим видом башню собора Севильи и на сегодняшний день является одной из самых популярных достопримечательностей Чикаго.

У компании очень быстро и относительно безболезненно получилось выйти на международные рынки. Сначала продукция Wrigley проникает к зарубежным потребителям через экспорт, а уже вскоре возникает потребность в создании заводов, которые и открываются в 1910 году в Канаде, в 1915 в Австралии, в 1927 в Великобритании и 1939 в Новой Зеландии. Различные вкусовые предпочтения покупателей привели к расширению ассортимента продукции, выпускаемой под брендом Wrigley – появляются новые виды, вкусы, формы и упаковки.

После смерти основателя компания перешла его сыну, Филиппу Ригли. Во время Второй Мировой войны Wrigley переживала тяжёлые времена: появились постоянные перебои в поставках сначала качественного сырья, а затем и вообще какого-либо. Также компания обеспечивала вооружённые силы США жевательной резинкой, так как она помогала снять напряжение в горячих военных ситуациях.  В 1944 году руководство компании отказалось от производства продукции под брендом Wrigley из-за того, что они не могли создать качественный продукт. А тем временем покупатели помнили о жвачке Wrigley и очень сожалели, что не могли её купить.

После окончания войны, компания снова получила возможность закупать сырьё подходящего качества и любимые многими Wrigley вернулись на полки магазинов уже в 1946 году. Бренд, конечно, не был забыт и очень скоро продажи достигли довоенного уровня, а затем и вовсе превысили его.

С начала 1960-х компания начинает позиционировать себя как глобальная сеть, строя свои заводы в ряде стран третьего мира и Европе.

В соответствии с постоянно меняющимися вкусами потребителей, Wrigley’s выпускает резинки Freedent и знаменитую коричную жвачку Big Red в начале 1970-х, а в 1977 году компания представила всеобщему вниманию свою первую жевательную резинку без сахара Orbit. Однако  через год было установлено, что ксилит – подсластитель, который использовался в жвачках,-  гораздо вреднее сахара, и Orbit был снят с производства. Но в 1984 г. разработчики компании создали новый рецепт жевательной резинки без сахара, заменив ксилит на менее вредный фенилаланин, и вскоре в магазинах вновь можно было приобрести упаковку жвачки с надписью Wrigley’s Orbit.

Чтобы завоевать потребителей в лице молодёжи, в 1979 году Wrigley’s запускает очередной бренд – Hubba Bubba, который отличался огромными пузырями, которые можно было надувать из этой жевачки. 


Компания развивалась, росли объёмы продаж, строились новые заводы. Вскоре продажи за рубежом превысили внутренние, что, несомненно, свидетельствовало об успехе. В это время она переходила от одного поколения Ригли к следующему:

  • Уильям Ригли мл. 1891-1932
  • Филипп Ригли 1832-1961
  • Уильям Ригли Третий 1961-1999
  • Уильям Ригли Второй мл. 1999-2006

Всё изменилось с приходом Уильяма Ригли Второго-мл. – он стал внедрять свои идеи, которые долго отвергал его отец, что в итоге помогло компании добиться новых успехов. Он поощрял новаторство, выпуск новых продуктов, а также привлекал топ-менеджеров со стороны, тогда как его предшественники предпочитали «выращивать» кадры внутри компании.

В 2003 году руководство Wrigley’s объявило о своих стратегических целях в новом столетии. Четырьмя основными направлениями стали: расширение бизнеса, выход на новые географические рынки, разработка инновационных продуктов, продуктивное использование рабочей силы.

Благодаря этим изменениям, компании удалось увеличить свою прибыль и котировки акций более чем вдвое. Это стало небывалым успехом.

Однако, в 2006 году Уильям Ригли Второй-мл. решил отойти от позиции «центра компании», которую занимали его отец, дед и прадед и доверить растущий бизнес с усложняющимся управлением профессионалам. «Самая сложная задача была— отойти в сторону», — говорил он.

Таким образом, в 2006 году главой компании стал Уильям Перец – первый управляющий компании, не принадлежащий к династии Ригли. За последующие 5 лет на этой должности сменилось 3 человека. В настоящий момент компанией управляет Мартин Радван. Становится понятно, что когда Wrigley управляла династия основателя, была некая гарантия стабильности.

В 2008 году компания объявила о слиянии с ведущим мировым производителем шоколада Mars. Inc. Сумма сделки составила $23 млрд, а объединённая компания усилила свои позиции в многочисленных сегментах пищевой индустрии – Mars владеет также такими известными марками, как Snickers, Twix, Bounty, Uncle Ben’s Pedigree, Whiskas, Chappi, Kitekat, Skittles.

Одна из первых телевизионных реклам Wrigley

Пример Уильяма Ригли говорит нам о том, что абсолютно всё возможно, необходимо верить в свои силы и никогда не сомневаться, как сделал более 100 лет назад пенсильванский молодой человек, искавший чуда в шумном мегаполисе.

 

Источники:

  1. http://membres.multimania.fr/chewinggumworld/wrigleyh.htm - History of the Wrigley’s Company
  2. http://www.wrigley.com/ - Официальный сайт Wrigleys
  3. http://www.foodsmarket.info/news/content.php?id_news=2264&id_groups=2 – Новости пищевой промышленности
  4. http://en.wikipedia.org/wiki/Wrigley_Company