На главную страницу


«Челленджер» (англ. Challenger) – многоразовый космический корабль НАСА (NASA), второй спейс шаттл, который был передан в эксплуатацию НАСА в июле 1982 года.

Изначально он предназначался только для испытательных целей, но затем был переоборудован и подготовлен для космических полётов. Первый полёт «Челленджер» совершил 4 апреля 1983 года.

В общей сложности корабль выполнил 9 успешных миссий. «Челленджер» девять раз успешно стартовал в космос. Провел в космосе 69 суток, совершил 987 витков вокруг Земли, прошёл 41 527 416 км, вывел на орбиту 59 астронавтов.

Все это – список достижений шаттла. Но все они меркнут по сравнению с катастрофой, случившейся 28 января 1986 года.

1986 год должен был быть, по планам НАСА, самым важным в области освоения космоса. Но именно спешка и невнимательность, нежелание обращать внимание на мелочи и привели к трагическим январским событиям.

Январь. Во Флориде стояла не по сезону холодная погода, из-за чего полет Челленджера уже несколько раз откладывали. Дул ледяной северо-западный ветер. Его скорость доходила до 4 метров в секунду, а при порывах - до 8 метров в секунду, температура упала до минус 4,4 градуса по Цельсию. Ко дню запуска «Челленджера» температура немного повысится, но будет оставаться самой низкой при которой когда-либо запускали шаттлы.

28 января руководители HАСА рассчитывали справить как бы серебряный юбилей - челночные корабли отчаливали в небо в 25-й раз. Для "Челленджера" это был вдвойне памятный полет, ибо в этот день ему предстояло взлететь в космос в десятый раз. К сожалению все обернулось совсем не так, как планировалось. Потом один из специалистов скажет: «HАСА все поставило на одну карту, и эта карта оказалась битой».

Велся прямой эфир. За старом Челленджера наблюдали тысячи людей по всему миру, а огромная толпа, собравшаяся на мысе Канаверал, могла вживую смотреть на это зрелище.

В 8 часов 35 минут 28 января семеро американских астронавтов в последний раз улыбнулись провожающим и сквозь узкий люк втиснулись в кабину "Челленджера". Они привычно устроились в креслах, застегнули ремни. Начался предстартовый отсчет времени до намеченного на 9 часов 38 минут запуска.

В командном отсеке экипаж: командир корабля Фрэнсис Скоби, пилот Майкл Смит, экспериментатор Грегори Джарвис, специалисты по операциям на орбите Рональд Макнэйр, Эллисон Онизука, и две женщины - Джудит Резник (вторая американская женщина-космонавт) и летящая впервые учительница средней школы Криста Маколифф.

Возможно, именно участие последней потом придало делу такой широкий резонанс. Криста хотела своим поступком привлечь внимание к профессии педагога, проведя урок из космоса.

Ее родители в тот день вживую наблюдали за катастрофой. «Мы думали, что это же НАСА. У них не может что-то пойти не по плану», - сказала мать учительницы Грейс Корриган.

В 9 часов 30 минут команда уже была готова опустить забрала своих шлемов и включить подачу кислорода, но поступила команда «отставить». «Не унывайте, ребята, - ту же успокоил их руководитель полетов. – На сей раз обедать будете в космосе, вот только сколем с «Челленджера» сосульки, и в 11 часов 38 минут тронетесь...».

Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее.

Наконец в шлемофонах семерых астронавтов зазвучало долгожданное: "Десять, девять, восемь, семь, шесть, запущен главный двигатель, четыре, три, два, один, пуск!"

Медленно, словно нехотя, составная махина отделилась от стартовой площадки и, набирая скорость, устремилась в синее небо Флориды.

Но менее чем через полсекунды после включения твердотопливных ракет, когда "Челленджер" еще не оторвался от стартового стола, между подвесным топливным баком и нижним стыком правого ускорителя появилось темное облачко. Оно указывало на то, что горят гермомастика и резина. К сожалению, на это не обратили внимания.

Через 59 секунд у нижнего стыка твердотопливного ускорителя появилось яркое белое пламя. Его струи стали облизывать крепления нижней части ускорителя с топливным баком.

Еще через 13 секунд крепление не выдержало. Несомненно, повреждение получил и бак. Огромная ракета-ускоритель на скорости 3 тысячи километров в час начала поворачиваться вокруг единственного еще удерживающего ее переднего крепления. Через доли секунды головная часть ускорителя ударилась о бак, а его хвостовая юбка - о правое крыло "Челленджера". Пламя прожгло обшивку корабля. Топливный бак получил повреждение как минимум в двух местах. Кислород и водород соприкоснулись. Последовал взрыв.

Он начался на уровне переднего крепления ускорителя через 73,226 секунды после старта. Последняя информация с корабля поступила на 308 тысячных секунды позже.

А комментатор HАСА еще не знает о происходящем. Он продолжает свой репортаж: «Одна минута 15 секунд, скорость 2900 футов в секунду, высота...»

Он еще не знает, что секунду назад Челленджер исчез в чудовищном шаре огня и пара. Отброшенные взрывом ракеты-ускорители, вихляя, разбегались в разные стороны, пристраивая к огромной клубящейся голове-сгустку некое подобие рогов.

Присутствующие в недоумении замерли. На минуту замолк и комментатор. Затем он объявил: «Руководитель полета очень внимательно изучает сложившуюся ситуацию. (Пауза. ) Видимо, произошла авария. Мы потеряли радиосвязь. (Продолжительная пауза.) Получен доклад главного специалиста по динамике космических полетов: корабль взорвался».

Журналисты утверждают, что подобного потрясения Америка не испытывала со дня убийства Кеннеди. Не состоялись космические уроки Кристы Маколифф. По случаю всеобщего траура в школах были отменены занятия.

Потом еще долго будут обсуждаться причины катастрофы, но одним из главных вопросов будет:  могли ли спастись космонавты в такой ситуации? Ответ однозначен: нет. Были мнения о том, что после взрыва члены экипажа остались в живых, но сильнейший удар о воду закончил дело, начатое огнем.

Соболезнования, которые выразил президент Рейган семьям погибшим, навряд ли являлись достаточным утешением для родных. Но такова была цена «Звездных войн».

Почему никто не прислушался к советам инженеров, рекомендовавших отложить полет? Почему на старт вывели шаттл, который до этого имел ряд достаточно значительных поломок? Почему никто не проследил за надежностью «Челленджера»? На все эти вопросы потом будет искать ответы специальная комиссия. Но семь человек, которые хотели придать былое величие космонавтике, к жизни уже не вернуть.

В феврале 1987 года на мысе Канаверал захоронили обломки "Челленджера". «В понедельник 23 февраля гигантскими бетонными крышками были закрыты заброшенные ракетные шахты, куда поместили изуродованные обломки космического корабля, чтобы окончательно закрыть жестокую главу в истории программы «Спейс Шаттл»», - отмечало агентство ЮПИ. – «Похоронив почти 236 тысяч фунтов обломков «Челленджера», HАСА вряд ли удастся похоронить воспоминания о взрыве».

 

Источники:

  1. http://video.yandex.ru/users/sssr1955/view/47/– телепередача «Секунды до катастрофы»
  2. http://worldenigma.narod.ru/astronom/chelen.htm
  3. http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/missions/51-l/docs/rogers-commission/table-of-contents.html - Report of the Presidential Commission on the Space Shuttle Challenger Accident
  4. http://www-pao.ksc.nasa.gov/shuttle/resources/orbiters/Challenger.html