На главную страницу


Несслер О.

26 июля 1947 года в Соединенных Штатах Америки был принят Закон о национальной безопасности, согласно которому были созданы структуры Разведывательного сообщества – ряд ведомств, занимающихся разведкой. В настоящее время различные источники дают разные сведения о данной системе ведомств. Такая путаница происходит из-за постоянного поиска компромиссов между рациональной централизацией и объединением спецслужб, и тягой к независимости каждого ведомства.

 

 

Однако закон №12333 от 4 декабря 1981 года «О разведывательной деятельности США» четко формулирует перечень агентств и организаций, входящих в Разведывательное сообщество США. Ими являются:

  1. Центральное разведывательное управление (Central Intelligence Agency).
  2. Агентство национальной безопасности (National Security Agency).
  3. Разведывательное управление Министерства обороны (Defense Intelligence Agency).
  4. Отделы внутри Министерства обороны для сбора специализированной внешней разведывательной информации
  5. Управление разведки и исследований Государственного департамента (Bureau of Intelligence and Research)
  6. Разведывательные подразделения армии, Военно-морских сил, Военно-воздушных сил, корпуса морской пехоты, Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation), Министерство финансов и Министерство энергетики
  7. Штабные подразделения при директоре центральной разведки
 

 Постараемся подробнее рассмотреть вышеуказанные организации и агентства, а заодно и выяснить, сколько же организаций все-таки входят в Разведывательное сообщество.

Пункт первый – Центральное разведывательное управление. Подчиняется напрямую президенту США и не входит в состав ни одного из министерств США

Следующее агентство – Агентство национальной безопасности, которое подчиняется Министерству обороны, однако не является его частью. В связи с данным ведомством возникает определенная сложность: директор Агентства национальной безопасности одновременно возглавляет Центральную службу безопасности (Central Security Service). Возникает вопрос -  считать ли АНБ и ЦСБ одной организацией? Обычно исследователи объединяют два этих подразделения в одно.

Третьим ведомством является Разведывательное управление Министерства обороны, являющееся самостоятельной организацией.

А вот четвертый пункт перечня ведомств делится на Управление национальной разведки (National Reconnaissance Office), созданное в 1961 году и занимающееся аэрокосмической разведкой и Национальное управление видовой и картографической информации (National Imagery and Mapping Agency), созданное в 1996 году и обеспечивающее руководство страны данными видовой разведки и картографической информацией.

Управление разведки и исследований Государственного департамента, занимающее пятую строку списка, является самостоятельной структурной единицей сообщества.

Однако шестой пункт списка вызывает целый ряд сложностей. Во-первых, Разведка береговой охраны (Coast Guard Intelligence), Разведка ВМС (Navy Intelligence) и Разведка корпуса морской пехоты (Marine Corps Intelligence) объединены в одну структуру. Отдельными ведомствами являются Разведка сухопутных сил (Army Intelligence) и разведка ВВС (Air Force Intelligence). Во-вторых, ФБР, подчиняющееся Генеральному прокурору США, имеет в подчинении Разведывательное управление Администрации по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration). В-третьих, сразу два ведомства Министерства финансов имеют прямое отношение к Разведывательному сообществу – Управление разведывательного обеспечения (Office of Intelligence Support) и Секретная Служба США (United States Secret Service). И, наконец, Министерство энергетики, которое занимается разведывательной деятельностью в вопросах атомной безопасности.

Что касается штабных подразделений при директоре центральной разведки, то к ним относится Разведывательное управление Министерства обороны (Defense Intelligence Agency), созданное в 1961 году и являющееся централизованным органом при Объединенном комитете начальников штабов и министре обороны, призванном координировать и контролировать деятельность всех разведывательных служб различных видов вооруженных сил США.

 

Таким образом, исследователи сталкиваются с невозможностью дать четкий ответ на вопрос о количестве ведомств, относящихся к Разведывательному сообществу. Официальный сайт Разведывательного сообщества указывает 17 ведомств, входящих в сообщество, однако он противоречит Закону №12333 «О разведывательной деятельности США» (часть 3, параграф 4, пункт f), предоставляющий список из 7 подразделений Разведывательного сообщества.

Как бы то ни было, система управления сообществом следующая: основные практические действия определяются Президентом и Советом национальной безопасности, в который входят сам Президент, вице-президент, гос.секретарь и министр обороны. Помимо них на заседаниях СНБ присутствуют министр финансов и помощник президента по национальной безопасности, однако они не имеют права голоса. Что касается бюджета Разведывательного сообщества, он не подлежит разглашению, тем не менее известно, что более всего расходов уходит на Агентство национальной безопасности и Управление национальной разведки, так как оба ведомства используют дорогостоящую аппаратуру.

В 2004 году был принят Закон о реформировании разведки и предотвращении терроризма. Его появление было вызвано терактами 11 сентября 2001 года и потребностью усовершенствования системы общей государственной безопасности.

 

 

Источники:

  1.   Executive Order 12333 // United States Intelligence Activities // http://www.tscm.com/EO12333.html
  2.  The Intelligence community // http://intelligence.gov/about-the-intelligence-community/structure/
  3.  Агентство национальной безопасности // http://www.nsa.gov/
  4.  Департамент внутренней безопасности // http://www.dhs.gov/index.shtm
  5. Служба исследований  Конгресса // Комиссия 9/11 // http://digital.library.unt.edu/explore/collections/CRSR/browse/?q=intelligence&t=fulltext&nlow=&nhi=