На главную страницу


Голубничая Ю.

В то время, пока все пытаются понять, как устроен этот мир, Соединенные Штаты Америки этот мир изменяют. Наиболее ярким примером, иллюстрирующим совершенно новое, нестандартное мышление, способствующее трансформированию американской политики, является известный американский стратегический центр RAND Corporation, ознаменовавший собой возникновение второй волны «мозговых центров».

Создавался он поэтапно. В конце 1945 года в Санта-Монике генералами армии США Арнольдом, Боулесом, Норстадом и Дугласом в рамках Авиационной компании «Дуглас» с целью поддержки национальной безопасности страны было создано уникальное экспериментальное учреждение, получившее название «Проект РЭНД». Сокращение RAND было составлено по первым буквам английских слов Research and Development (исследования и разработки). В мае 1948 г. RAND начал самостоятельное существование, когда отделился от компании «Дуглас» и стал независимой частной некоммерческой внепартийной организацией [1]. С тех пор миссия RAND – способствовать определению политического курса и принятию решений. Одной из основных задач RAND остается обеспечение национальной безопасности США путем проведения исследований и анализа наиболее острых проблем, стоящих перед правительством США. Корпорация тесно сотрудничает с Пентагоном, а также проводит исследования социальных и международных проблем.

Действительно, именно эту организацию можно обозначить в качестве феномена среди всех специализированных научно-исследовательских центров. Она резко выделяется по интеллектуальным способностям своих работников, предоставляя рассчитанные на длительную перспективу теоретические изыскания в разнообразных областях, причем эти рекомендации нельзя разработать в кабинетах официальных правительственных учреждений, так как уникальная методика работы корпорации RAND позволяет находить нестандартные и самые эффективные решения различных проблем за короткий срок. Так, можно привести достаточно простой пример: в РЭНД поступил запрос от некого административного учреждения решить проблему, которая заключалась в недостаточном количестве лифтов в здании. Следовательно, служащие постоянно жаловались на то, что они вынуждены ждать лифт в течение долгого времени. Увеличить количество лифтов предполагало большие затраты. Поэтому специалисты РЭНД пришли к следующему решению. Они предложили на каждом этаже повесить зеркала. Таким образом, женщины могли смотреть на себя, в то время, пока ожидали лифт, а мужчины, в свою очередь, имели возможность в зеркалах рассматривать женщин. Такой вот нестандартный выход из положения. Таким образом, проблема была решена за счет изменения поставленной цели, которая сводилась не к сокращению времени ожидания, а к созданию впечатления, что оно стало меньше. Что касается более серьезных проблем, то также возможен вариант, когда вырабатываются совершенно новые средства, которыми достигаются отнюдь не новые цели. Так, например, данные одной из военных игр, которая проводилась с целью изучения военных способностей США, послужили принятию ряда мер по разграничению полномочий между правоохранительными органами и органами национальной безопасности, что, в свою очередь, обеспечило в дальнейшем более качественную оборону страны.

Нельзя не признать, что в корпорации царит атмосфера живой мысли, которая не характерна для учреждения, поставленного на службу военному делу. Бригадный метод, применяемый RAND при решении разного рода проблем, обеспечивает своеобразную динамичность корпорации. Более того, контакты между представителями различных дисциплин устанавливаются оперативно, что сложно обнаружить в обычном научном заведении, где, как правило, доминирует академический формализм. Также RAND Corporation удалось создать для своих сотрудников сугубо интеллектуальную и стимулирующую мысль атмосферу.

В общем понимании R & D - это совокупность методов по получению, перепроверке, обработке, изменению состояния и доведению до готовности к потреблению информационного продукта. Как правило, на начальном этапе работы собирается любая информация, существующая по данной проблеме. Полученные сведения проверяются, затем проводится анализ полученных сведений и создаются различные модели данных (в большинстве случае в виде логических матриц). Сконструированные модели данных позволяют разработать альтернативные сценарии, а также определить необходимые ресурсы для решения определенной проблемы. Далее, на основе созданных сценариев, моделируется наиболее приемлемая система достижения поставленной цели, она апробируется и соответствующим образом корректируется. В том случае, если все предыдущие операции были выполнены верно, появляется возможность сделать прогноз на перспективу. Для этого вся информация, которая не удовлетворяет трем требованиям: «ограниченность – точность - локальность», удаляется из созданной системы. В итоге, художественно оформленный «продукт» корпорации RAND передается своему клиенту. Такова обобщенная картина механизма работы RAND Corporation .

Таким образом, корпорация RAND это:

•  Независимый и некоммерческий институт.

•  Научно-исследовательский центр, специализирующийся на улучшении процессов управления и принятия решений посредством исследований и анализа.

•  Уникальный коллектив, целью которого является достижение общественного благополучия и безопасности США

Отсюда очевидно, что корпорация RAND является самостоятельной организацией, которая выполняет работы, как для государственного, так и для частного сектора, что обеспечивает индивидуальный системный подход к решению различных проблем. Более того, такой механизм работы, разработанный корпорацией RAND, иллюстрирует высокую ступень мышления, которая направляет познавательный процесс к всестороннему и более глубокому изучению фактов и явлений. Именно поэтому RAND Corporation играет значительную роль в американской политике.

[1] См. письмо, адресованное Дональду Дугласу, владельцу авиакомпании «Дуглас» // http://www.rand.org/about/history/letter.html

 

Источники информации:

•  Диксон П. Фабрики мысли. – М: Прогресс, 1976.

•  Шевякин А. П. Разгром советской державы. От «оттепели» до «перестройки». – М: Вече, 2000.

•  James G. McGann. Think Tanks and the Transnationalization of Foreign Policy // http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/pj73mcgann.htm

•  Michael D. Rich. RAND: How Think Tanks Interact With The Military // http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/pj73rich.htm