На главную страницу


Нечаева В.

Родившийся в городе Сэнт Пол, штат Миннесота, 24 сентября 1896 года в семье, не имеющей ни материальной, ни социальной устойчивости, Фрэнсис Скотт Фицджеральд в 14 лет был отправлен в католическую школу. Восхищаясь изысканностью восточного побережья, он, однако, чувствовал там себя чужим, провинциалом в светском обществе. Затем Фицджеральд учился в Принстоне, но бросил университет на третьем году обучения из-за низкой успеваемости, объясняющейся незаинтересованностью в предметах. В 1917 году, жаждущий приключений, он вступил в армию, но не увидел ничего захватывающего.

Годы в Принстонском университете, однако, не прошли для него даром, так как открыли ему литературный мир. В 1920 году выходит его первая книга «По эту сторону рая», которая мгновенно стала популярной. Сразу же после выхода первого романа Фицджеральд женится на Зельде Сэйр, красавице из Алабамы, которая прямо или косвенно становится частью творчества Фицджеральда, включая рассказы и второй роман, «Красивые и проклятые», изображающий блестящую и отчаянную пару, прообразом которой стали сами Фицджеральды.

 

 

Жизнь и творчество Фицджеральда отражали неистовство эпохи джаза. Постоянное употребление алкоголя, вечеринки и безумные траты начали ударять по эмоциональной жизни пары, здоровью и, главное, работе. В 1925 году был написан роман «Великий Гэтсби», по праву занимающий важное место в мировой литературе. На первый взгляд это история несчастной любви между мужчиной и женщиной. Однако настоящая тематика романа гораздо глубже. Хотя почти всё действие происходит за несколько месяцев 1922 года в конкретном месте – Лонг-Айленд, Нью-Йорк, – «Великий Гэтсби» представляет собой олицетворение Америки 1920х, в частности, крушения американской мечты в эру беспрецедентного богатства и материальных излишеств.

 



Фицджеральд изображает 1920е годы как время разрушенных моральных ценностей, характеризующееся всеобщим цинизмом, скупостью и пустой погоней за удовольствиями. Безрассудные торжества, декадентские вечеринки с оглушающей джазовой музыкой, а в романе – субботние приёмы, которые устраивает Гэтсби, – пример того, как необузданная жажда денег и удовольствий берёт верх над более высокими моральными устоями. Для поколения американцев, только что видевшего ужасы Мировой войны, викторианские ценности представляются лицемерием и фальшью.

Головокружительный послевоенный подъём фондового рынка привёл к резкому увеличению национального богатства и невиданному росту потребления. Человек из любого социального слоя мог сделать состояние. Кроме того, 18 поправка 1919 года, запретившая алкоголь, способствовала процветанию организованной преступности и бутлегерства. Именно таким незаконным образом разбогател главный герой романа – Джэй Гэтсби.

Выросший в бедной семье, Гэтсби презирал бедность, и его стремление к богатству укрепляется, когда он в 1917 году знакомится с Дэзи и влюбляется в окружающие её роскошь и шарм. Нарушив обещание дождаться возвращения Гэтсби с войны, Дэзи выходит замуж за Тома Бьюкенена. Отныне все усилия Гэтсби – приобретение миллионного состояния, особняка в Ист Эгге, еженедельные расточительные вечеринки – направлены на то, чтобы вернуть Дэзи.

Однако Фицджеральд откладывает рассказ о прошлом героя на самый конец романа, и вначале мы узнаём о хозяине дома исключительно по сплетням десятков гостей, которые никогда не видели его, как, впрочем, и он их. Он представляется отчуждённым, окружённым ореолом таинственности, а источник его баснословных состояний никому не известен. Фицджеральд медлит с раскрытием образа Гэтсби для того, чтобы подчеркнуть его отношение к жизни, которое составляет основу его характера. Псевдоним Джэй Гэтсби, выдуманный героем, которого по-настоящему зовут Джэймс Гэтз, символизирует его перерождение. Непрекращающаяся борьба за Дэзи демонстрирует его уникальную способность превращать мечты в реальность. Действительно, в начале романа Гэтсби предстаёт перед читателем именно таким, каким стремится казаться окружающим. Этот талант создания самого себя и делает Гэтсби великим.

В ходе повествования Фицджеральд снимает сделанный Гэтсби образ, и главный герой предстаёт немного наивным, полным надежд молодым человеком, который за свои мечты ставит на карту всё, не осознавая, что его мечты не стоят его. Рассказчик от первого лица Ник Каррауэй сравнивает зелёный огонёк на причале у дома Дэзи с зелёными просторами Америки, открывающимися кораблям с первооткрывателями. Также как американская нация создала общественный строй, о котором мечтала, Гэтсби наделил Дэзи совершенными чертами, которыми она, однако, не могла обладать. Мечта главного героя разрушается из-за недостойности объекта, так же как американская мечта 1920х разрушается от недостойности идеалов богатства и развлечений. Как многие другие американцы, Гэтсби интуитивно пытается возродить прошлую эпоху, когда его стремления имели ценность. Главный герой не в силах вернуть счастье с Дэзи 1917 года, его мечты рушатся, и по сюжету ему не остаётся ничего, кроме как погибнуть.

Трагически, к завершению эпохи джаза распитие спиртных напитков превратилось у Фицджеральда в откровенный алкоголизм, а у Зельды, всегда, отличавшейся эксцентричностью, развилась шизофрения. С большим надрывом писатель создаёт новый роман «Ночь нежна» (1934). Фицджеральд пробует себя в качестве кинодраматурга, и работает над романом о Голливуде «Последний магнат», который остается незаконченным из-за смерти писателя от сердечного приступа 21 декабря 1940 года.

 

Литература:

  • Alan Axelrod, Ph.D., and Charles Phillips. F. Scott Fitzgerald Publishes The Great Gatsby (1925) // What Every American Should Know about American History. 225 Events that Shaped the Nation. Adams media. Avon, Massachusetts 2008.
    P. 245-246.
  • F. Scott Fitzgerald. The Great Gatsby. New York: Scribner, 2004. 192 p.
  • The Great Gatsby. Analysis of Major Characters // sparknotes // http://www.sparknotes.com/lit/gatsby/canalysis.html
  • The Great Gatsby. Themes, Motifs & Symbols // sparknotes // http://www.sparknotes.com/lit/gatsby/themes.html