На главную страницу


Нечаева В.

 

Роман «Унесённые ветром» (1936) Маргарет Митчелл назвать женским сложно из-за темы Гражданской войны и чисто мужских зарисовок. Вместе с тем главная героиня Скарлетт О’Хара не представляется читателям иначе как своенравной красавицей с горящими зелёными глазами в своём излюбленном поместье Тара. Историки и литераторы часто бросаются в крайности, когда говорят о ней, то представляя исключительно в чёрном свете довоенную рабовладельческую систему с её элитой, то наделяя характер героини феминистскими чертами. Однако мало кто задумывался о том, как точно Скарлетт О’Хара воплощает в себе образ женщины Конфедерации.

 

 

Бесспорно, в романе Юг нарисован чересчур сентиментально, а Митчелл сама признаётся в стремлении не к исторической точности, а к захватывающему содержанию. Региональная история воплощает в себе национальную трагедию, и участь Тары и жителей Атланты олицетворяет бедственное положение целого Юга. Кроме того, страдание женщины и её судьба переплетаются с историей Конфедерации. Пожар Атланты и опустошение Тары символизируют разрушение Старого Юга. Уже во время Реконструкции вместе с Атлантой, встававшей из пепла, отстраивается на новый лад и жизнь Скарлетт.

Об образе южной аристократки правильнее говорить не как о чём-то естественном, а, скорее, как о предписанном. Действительно, правительство Конфедерации, не имея возможности заставить женщин участвовать в войне, всячески превозносит женский героический долг: отдавать мужей и сыновей во имя великой цели. А Юг, как известно, имел древние традиции гордости и стойкости своих женщин. Таким образом, за очень небольшое время идеал женского самопожертвования во имя семьи и дома трансформировался в наиболее благоприятствующую войне установку.

Парадная напыщенность и предвоенная бравурность, уверенность в лёгкой победе и неготовность видеть войну в её истинном свете буквально кричат в ранних образах женщин Конфедерации, как, впрочем, и в поведении большинства людей. Женщины, полные патриотизма, даже пристыжают колеблющихся мужчин и заставляют их идти на войну, девушки не выходят замуж за тех поклонников, кто не отличился в бою. После чего женщины стремительно бросаются организовывать благотворительные акции: сборы средств, продуктов и другие добровольческие мероприятия.

Они скорее хотят видеть своих мужчин мучениками, отдавшими свою жизнь, защищая Родину, и если такое случается с поклонником, девушки признают помолвку и соответствующим образом скорбят о погибшем. Скарлетт не собирается разыгрывать страдалицу и находить прелесть в войне, которая отбирает мужчин, предназначенных для того, чтобы её окружать. Другие женщины признаются в подобных мыслях в своих дневниках и окончательно отказываются от импульсивно навязанных ролей, когда романтизм войны спадает.

Однако Скарлетт окружают именно такие, полные искусственных мотивов женщины, ярким примером которых является Мелани Уилкс, на протяжении длительного времени признававшаяся воплощением женского идеала. Скарлетт зачастую оказывается одна в своём безразличии к войне. Она говорит: «Этой весной на всех вечерах царила такая тоска, потому что мальчики разучились говорить о чём-либо другом» [1]. И даже когда война разражается по-настоящему, Скарлетт представляется наиболее тщеславной и неблагодарной на фоне остальных женщин, самоотверженно помогающих Конфедерации.

До того, как Гражданская война изменила гендерные роли, женщины Юга воспринимали своё подчинённое положение как естественное состояние вещей. В определённого рода «патриархальной сделке» женщины обменяли свою самоотверженность на заботу и защиту своих мужчин. С сецессией Юга они вступили в подобную сделку, только уже со своей новой страной. Женщины согласились подчиниться новым предписаниям и правилам женского поведения в обмен на защиту Конфедерации. Когда же страна не сдержала своё обещание и оставленные на произвол судьбы женщины должны были позаботиться о себе сами, они не стали держать своих обещаний стране. И когда история поворачивает события таким образом, Скарлетт перестаёт стоять в одиночестве в своём отречении от женского идеала в Конфедерации.

Недостаток тканей во время блокады Союзом побережья представлен ужасающей проблемой для женщин Юга. В отличие от продуктов питания, которые имелись в достаточном количестве на осаждённых территориях, Конфедерация никогда полностью не обеспечивала себя тканями. Нехватка модной одежды и аксессуаров была огромным психологическим стрессом, и особенно била по женщинам, привыкшим относиться к одежде как к показателю социального статуса и теперь отказывающихся носить домотканые вещи. Что касается Скарлетт, то любая другая южанка с радостью бы приняла в подарок зелёную шляпку, если бы Ретт Баттлер ей предложил её. Когда последствия блокады побережья янки и разрушение ими основных транспортных магистралей стали более ощутимыми, они перевешивают неосязаемую награду за поддержание образа женщины Юга, и тогда, бросая определённый вызов обществу и государству, а, по сути, просто устав от лишений, представительницы южной элиты на время возобновляют пышные торжества у себя в домах. Интересно, что общественная система, отражённая в романе, скорее находит оправдание подобной экстравагантности женщин высокого класса, чем поведению бедных горожанок. Связь Конфедерации и представительниц элиты всё ещё прочна, и обещания страны имеют вес.

Ещё одной важной ролью в образе женщин Конфедерации стала роль сестёр милосердия, так воспеваемая в обществе. Усталость Скарлетт после непродолжительного опыта в госпитале и её нежелание более видеть умирающих и кричащих мужчин проигрывает на фоне неизменной самоотверженности, с которой работает Мелани. Однако не всё так просто, как может показаться, и южное общество, поощряя  благотворительные инициативы женщин, с недоверием воспринимает их нахождение в госпиталях, где приличные белые девушки общаются с мужчинами из низших социальных слоёв и видят обнажённые части мужского тела. Несмотря на противоречие с господствовавшими в истории стандартами милосердия, Скарлетт и здесь воплощает образ настоящей южной аристократки, которая, как и многие другие, по словам Ретта, не создана для больных мужчин.

В течение десятилетий южанки принимали как должное своё место в половой и расовой иерархии системы. Несмотря на то, что женщины играли важную роль в управлении плантациями, никто из них не был готов взять на себя всю ответственность. Скарлетт, безусловно, показывает распространённое вынужденное руководство женщин в доме. Возвращаясь домой, она стремилась найти кров и защиту, а в результате вся ответственность за сохранение семейного поместья сваливается на её хрупкие плечи. Без мужского присутствия разрушается институт рабовладения. Иллюзии женщин о лучшем положении рабов в доме хозяина рушатся, когда большая часть чернокожих покидает плантации. В данной ситуации женщины испытывают помимо недостатка работников страх применения жестокости со стороны бывших рабов.

Раздражение Скарлетт в связи с падением Старого Юга было принято считать ещё одним примером эгоизма главной героини. Однако отсутствие жалости к бросившей её и её семью стране ещё прочнее связывает судьбу Скарлетт с судьбами других аристократок Юга. Сделка с Конфедерацией не удалась. Женщины были готовы пойти на жертвы, но эти жертвы не заканчивались. Они были готовы взять на себя заботу о своих семьях, но не в одиночку. Новая ответственность на плантациях с обостряющимися отношениями с рабами и угрозой, исходящей от солдат армии Союза, сделали эту ношу слишком тяжёлой. Их отказ жертвовать более был и в экстравагантности нарядов посреди блокады и боёв, и в отказе сидеть с ранеными, и в петициях государству с просьбами оказать обещанную поддержку. И здесь мы убеждаемся в образе южной аристократки, воплощением которого является именно Скарлетт. Её тщеславие и эгоизм рассматриваются уже как разочарование, страх и крушение иллюзий южных женщин во время войны. Характер Мелани Уилкс, которая кажется идеальной, оказывается одномерным и проигрывающим в сравнении со сложным и правдивым образом Скарлетт, не желающей быть слепо преданной Конфедерации и защищать жизнь, «унесённую ветром».


[1] Митчелл М. Унесённые ветром. – Алматы: МГП «Берен». 1993. Т1, с.6.

 

Литература