Алексей Бовыкин

 

Сложно представить историю борьбы североамериканских индейцев с белыми колонизаторами без одного из самых ярких ее вождей – Сидящего Быка. Он родился в 1831 году у берегов реки Гранд-Ривер на территории современной Южной Дакоты. На языке племенного объединения лакота (которое входит в состав племенного союза сиу; низший же уровень иерархии племен, из которого происходил Сидящий Бык – племя хункпапа) его имя звучит как Татанка Ийотаке. Он получил его, по традиции индейцев лакота, в честь одного из имен своего отца после победы в сражении с индейцами кроу в возрасте 14 лет.

История борьбы Татанка начинается во время Дакотской войны, так же известной как Восстание сиу, когда американские войска атаковали родную деревню Сидящего Быка, и он стал одним из руководителей ее обороны. Индейцы проиграли эту битву, но Татанке и около сотни его сторонников начали активную партизанскую борьбу.  Следующие 15 лет Татанка провел в нескончаемых походах и битвах.

В 1865-68 гг. они провели множество атак на американские форты. В 1866 году он поддержал вождя Красное Облако из племени оглала в его борьбе против белых колонизаторов, проложивших через земли индейцев дорогу к золотым приискам. В 1868 году был заключен мирный договор, однако Сидящий Бык отказался к нему присоединиться, и продолжил войну. В этот период сильно вырос его авторитет среди всего объединения сиу. Некоторые историки считают, что он даже был избран верховным вождем сиу.

В 1871 году Северная Тихоокеанская компания решил проложить новую железную дорогу, которая должна была проходить по землям племени хункпапа. Компания профинансировала экспедицию, которая должна была оценить перспективы строительства дороги, однако индейцы напали на них и заставили вернуться. Представители компании еще дважды возвращались со все возрастающими военными контингентами, прежде чем в 1873 году компания не обанкротилась.

В 1874 году в районе Блэк-Хиллс в Дакоте началась золотая лихорадка, и новое бедствие обрушилось на индейцев Сидящего Быка. Под давлением золотоискателей, правительство решило обезопасить регион и в 1875 году обязало всех индейцев переселиться в установленную резервацию, а со следующего года все отказавшиеся подчиниться стали рассматриваться как преступники. Сидящий Бык вновь был вынужден защищать свою землю. Здесь следует отметить, что в предшествующие годы, после войны Красного Облака, многие  индейские племена были вынуждены добровольно согласиться на переселение в резервации, т.к. из-за вымирания бизонов (что, в свою очередь, было вызвано их нещадным истреблением белыми колонизаторами) они стали зависеть от продовольственной помощи представителей власти США. В этой ситуации к Сидящему Быку стали стекаться индейцы из разных племен, общим врагом которых были американцы. Этому способствовало и распространение слухов о том, что Татанке – могущественный шаман. Численность его отряда достигает десяти тысяч человек и на подавление исходящей от него угрозы направляется 7ой кавалерийский полк генерала Джорджа Кастера. В сражении при Литтл-Биг-Хорн его войска были разбиты индейцами, а сам он погиб. Сидящий Бык не принимал непосредственного участия в битве т.к. он провел неделю в постах и принесении жертв Великому Духу, но его присутствие поднимало боевой дух индейцев. Незадолго до битвы ему явилось видение, в котором он узрел разгром своих врагов, которые падали с небес как кузнечики. Столь громкое поражение американцев взбудоражило правительство, и оно направляло все новые и новые войска на борьбу с индейцами. В результате в 1877 году Сидящий Бык был вынужден увести своих людей через границу с Канадой в штат Саскачеван, где у них сложили мирные отношения с местными властями.

С течением времени, у индейцев стали портиться отношения с местным населением, а начавшийся голод вследствие истощения популяции бизонов вынудили Сидящего Быка вернуться и сдаться американцам. К этому моменту его отряд насчитывал всего около полутора сотен человек. В следующие несколько лет Татанка с семьей перемещали из одного форта в другой, опасаясь, что он вновь сможет возглавить восстание. В 1885 году ему разрешили покинуть форт для участия в популярном представлении тех лет «Дикий Запад» Буффало Билла (на фотографии он и Сидящий Бык). Сидящий Бык получал по 50 долларов (значительная сумма в то время) только за то, что единожды объезжал арену на лошади, раздавал автографы и фотографировался. Его идеализированный образ борца за свободу стал популярен в США в те годы.

В 1890 году Татанке предложили принять участие в масштабной церемонии под названием «Пляска Духа», на которой индейцы собирались вымолить у духов изгнание белых из их земель. Американские власти вновь забеспокоились, что Сидящий Бык может возглавить восстание индейцев, поэтому его решено было арестовать. Ранним утром его хижину окружили четыре десятка индейских полицейских (специальное подразделение, призванное следить за соблюдением американских законов в племенах). Попытка увести Татанке вызвала горячее негодование индейцев и началась перестрелка. Сидящий Бык был убит двумя выстрелами, один из которых пришелся в голову.

Его тело было захоронено у форта Йейтс, но в 1953 году останки были эксгумированы и перезахоронены неподалеку от места его рождения.

Современники описывают Сидящего Быка как спокойного и мудрого вождя, которого индейцы почитали как наделенного сверхъестественной силой шамана. Несмотря на то, что сам он не отказался от традиционных индейских верований до конца жизни, своих сыновей Татанка отдал в христианскую школу, чтобы они научились жить в новом мире. Еще в 1881 году, сдаваясь американцам, он велел одному из сыновей отдать свой винчестер принимавшему капитуляцию офицеру, что он научился жить в мире с белыми.

Сидящий Бык был храбр в бою, и не раз одно его присутствие помогало индейцам выдержать натиск противников. Описан случай,  как в молодости, в сражении с племенем кроу, он настиг врага, но отказался сражаться с безоружным (у того кончились патроны). Татанка швырнул ему свой заряженный пистолет и только после возобновил атаку.

Одной из причин поражения индейцев в битве за свою землю с белыми была их разрозненность. Нередко разные племена воевали друг с другом в промежутках между войнами с белыми. Татанка Ийотаке явил собой пример вождя, который смог объединить индейцев разных племен против общего врага, что помогло им победить в битве у Литтл-Биг-Хорн. Сидящий Бык вызывал уважение как у своих сподвижников, так и у врагов. Он стал настоящим символом борьбы за право свободно жить на земле своих отцов, но, потерпев неудачу, все же нашел силы и мудрость смириться с неизбежным и научиться жить в соответствие с новыми реалиями.

 

Источники:

1. Indigenous people.

http://www.indigenouspeople.net/sittbull.htm

2. Wikipedia

http://en.wikipedia.org/wiki/Sitting_Bull

3. New Perspectives on the West.

http://www.pbs.org/weta/thewest/people/s_z/sittingbull.htm

 

Изображения:

1. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Chief_sitting_bull.JPG

2. http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sitting_bull_by_W_Notman_1885.png

3. http://commons.wikimedia.org/wiki/File%3ASittingBull%26BuffaloBill.jpg