На главную страницу


Дарья Лапенкова

Американская система здравоохранения отличается от моделей, ререализованных в других промышленно развитых странах. Она не едина и не универсальна: система медицинского страхования представлена в двух формах – государственной и частной. Стоит отметить, что еще в 1993 году была предпринята последняя серьезная попытка реформирования, однако неудачная. Причинами на то были рост стоимости медицинских услуг в стране, трудности с растущим дефицитом бюджета и кризисная ситуация в целом.1 А в 2007 году Барак Обама, будущий кандидат в президенты, уделял особое внимание реформе и заявил: "Мы сейчас столкнулись с возможностью... перевернуть страницу в истории провалившейся политики по здравоохранению... Мой план начинается с охвата всех американцев медицинской страховкой. Если вы её уже имеете, единственное, что изменится для вас в соответствии с моим планом, так это сумма денег, которую вы потратите на страховые взносы. Она будет меньше. Если вы один из 45 млн. американцев, не имеющих медицинской страховки, вы её получите после того, как этот план станет законом. Ни одному человеку не будет отказано в медицинском страховании из-за хронических заболеваний" .2

К ключевым проблемам системы здравоохранения сегодня можно отнести: неэффективность, высокую долю незастрахованных (16% населения), огромный рост расходов на систему здравоохранения (около 18% ВВП, что почти в два раза превышает соответствующие расходы в странах ЕС),  отсутствие единых стандартов лечения пациентов при оказании медицинской помощи, что приводит к повторным и иногда лишним назначениям и в целом затрудняет процесс предоставления медицинской помощи, дезинтеграцию процесса оказания медицинской помощи, что является следствием свободного выбора пациентами стационаров и врачей общей практики. 3 Перед правительством стоит нелегкая задача – повысить качество предоставляемых услуг и вместе с тем снизить их стоимость.

Обратимся к истории. Пятого марта 2009 года на Форуме по реформе здравоохранения  были определены основные цели реформы:

  1. «Модернизация системы здравоохранения и контроль над стремительно растущими расходами в данной сфере; улучшение качества медицинских услуг». 4
  2. Предоставление доступного здравоохранения для всех.
  3. «Профилактический контроль и поддержка государственного здравоохранения, предупреждение заболеваний и защита от природных и техногенных катастроф.»5

В 2010 году в Конгрессе по инициативе демократической партии принимается закон «О защите пациентов и доступной медицинской помощи». Можно сказать, что он и закон  «О согласовании бюджета в сфере здравоохранения и образования», принятый в то же время, являются важнейшими документами в деле реформирования американской системы здравоохранения со времен программ «Медикэр» (1965 год) и «Мэдикейд» (1965 год). Главная цель документа – «переход к всеобщему охвату населения медицинским страхованием с существенным повышением качества медуслуг»6 . Однако его принятие вызвало недовольство со стороны республиканцев, в результате чего развернулись политические дебаты, в ходе которых основная норма закона – обязанность каждого гражданина застраховаться – была признана неконституционной.  Эта норма вступила в силу только в 2013 году после рассмотрения этого вопроса в Верховном суде США в июне 2012 года.

Итак, подводя итог небольшой исторической справки, выделим еще раз основные направления реформы здравоохранения: во-первых, это обязательность страхования для всех граждан, во-вторых,  тарифы страховых взносов и объемы страхового покрытия отныне регулируется государством, в-третьих, облегчение выбора гражданами страхового плана, и, наконец, регулирование цен и повышение качества медицинских услуг.

Первого октября 2013 г. федеральным правительством был открыт и запущен сайт, на котором была представлена вся информация о том, как получить медицинское страхование. «Найди медицинскую страховку, которая подходит именно тебе,  и которую ты можешь себе позволить»7 - такими словами приветствует нас официальный сайт. Открытая регистрация продолжится до 31-го марта 2014 года. Сначала сайт не функционировал должным образом, поскольку его посетили более миллиона американцев, но впоследствии частично проблемы были устранены; доработки ведутся и по сей день.8

Республиканцы, недовольные бюджетной политикой Барака Обамы и в частности затратами на его реформу Obamacare, предприняли последние попытки повлиять на ход воплощения  реформы. Отметим, что всего ими было совершено около 40 попыток блокировать реформу, начиная с 2010 года.  Политический конфликт, основанный на взаимозависимости реформы от государственного бюджета, достиг своего апогея, когда впервые за пятнадцать лет правительство приостановило свою работу, не договорившись по вопросу финансирования государственного бюджета. В результате около 800 тысяч федеральных госслужащих отправились в отпуск.  Барак Обама твердо заявил, что республиканцам не удастся помешать реализации закона, который предусматривает уже к январю вступление в силу правила, по которому медицинскую страховку, предлагаемую частными компаниями, можно будет приобрести на страховых биржах (они повысят конкуренцию и снизят цену), однако он готов выслушать все предложения по совершенствованию всесторонних аспектов программы.9 Стоимость программы за 10 лет составит 900 миллиардов долларов. В свою очередь Барак Обама заверил законодателей, что дальнейшего роста дефицита бюджета из-за расходов на программу не будет. Средства планируется брать за счет сокращения других статей бюджетных расходов, и более рационального распределения доходов в секторе медицинского страхования.  Будет также создана комиссия из медэкспертов и врачей с целью выявления злоупотреблений и затрат.

В конце концов, двум сторонам все же удалось достичь консенсуса: «бюджетный триллер» в США завершился одобрением обеими палатами законопроекта, по которому возобновляется финансирование правительства до 15 января 2014 года; заимствования разрешено продолжить до 7 февраля. «Черного четверга» в Америке 17 октября удалось избежать, а в заявлениях оппонентов Барака Обамы и его реформы чувствуется растерянность. Спикер палаты представителей, Джон Бейнер так констатировал сложившуюся ситуацию: «Мы провели хороший поединок. Мы просто не выиграли»10. Но сразу же пообещал: «Наши усилия, направленные на то, чтобы предотвратить крушение поезда под названием «президентский закон о здравоохранении» будут продолжаться». Сенатор Джон Маккейн заявил, что попытки республиканцев остановить реформу скорее всего будут безуспешными, поскольку президент обладает правом вето, а республиканцам не хватит голосов, чтобы его преодолеть.11

Сейчас трудно прогнозировать последствия принятия реформы и то, насколько она будет  успешной. Очевидно, что республиканцы и в дальнейшем не отступят от своих позиций, и даже если в 2016 году им удастся контролировать Конгресс, полностью ликвидировать программу вряд ли удастся. Сегодня республиканцы «проиграли», но эксперты спешат предостеречь от чрезмерного оптимизма относительно триумфа Барака Обамы и Белого дома над своими противниками.  Андрей Федоров, директор фонда «Центр политических исследований» указывает на то, что в январе, когда к проблеме бюджета придется обратиться вновь, президент будет строить свою политику в более настороженном ключе, находясь под угрозой нового дефолта и уже не обладая столь обширными средствами для маневров.12 Удастся ли достичь необходимого баланса Белому дому и Конгрессу, и каким он будет – покажет время, так же, как и что принесет, пожалуй, самая обсуждаемая реформа за последние дни – Obamacare.

 

 

Список литературы и источники:

  1. Шведова Н.А. Актуальность реформы американского здравоохранения. Институт США и Канады Российской академии наук. Москва. 2010.
  2. The Obama Plan: http://www.barackobama.com/issues/healthcare/
  3. Улумбекова Г.Э.Реформа здравоохранения США: уроки для России. Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения».2012. №5.
    http://vestnik.mednet.ru/content/view/429/30/lang,ru/

   4,5. Шведова Н.А. Актуальность реформы американского здравоохранения. Институт США и Канады Российской академии наук. Москва. 2010.

   6. Малколм Гец. Реформирование здравоохранения в США, Университет Вандербильта, Нашвилл, Теннесси.2013

   7. https://www.healthcare.gov/

   8. http://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-24613022

   9. http://www.golos-ameriki.ru/content/obamacare-the-beginnig/1761075.html

  10. http://www.kommersant.ru/doc/2322068

  11. http://www.russian.rfi.fr/v-mire/20131004-vokrug-byudzheta-ssha-prodolzhayutsya-slovesnye-batalii

  12. http://www.kommersant.ru/doc/2322068