На главную страницу


Полина Соловьёва 

Гарлемский ренессанс (англ. Harlem Renaissance или New Negro Movement) – культурное движение в США в период 1920-1930 годов, возглавляемое выдающимися афроамериканскими писателями, художниками, артистами. В чем же состоит суть этого понятия? Как известно, Ренессанс – это эпоха духовного и культурного расцвета, символизировавшая переход от Средневековья к Новому времени. Культурное движение «Гарлемский ренессанс» получило такое название, во-первых, потому что центром этого движения стал один из районов Нью-Йорка, Гарлем, в котором проживали афроамериканцы; а во-вторых, потому что именно в это время достигла своего расцвета афроамериканская культура, подарившая миру множество таких поистине талантливых и выдающихся писателей, как Ленгстон Хьюз, Клод Маккей, Зора Нил Херстон, таких замечательных артистов, как Луи Армстронг и др. Культурное движение Гарлемского ренессанса оказало огромное влияние на культуру США в целом. Именно в это время сложился новый образ афроамериканца: человека образованного, талантливого, одаренного. Гарлемский ренессанс также подготовил почву для дальнейшей борьбы афроамериканского населения за свои права.

Хронологические рамки этого культурного движения: с 1919 года по 1929 год. После Гражданской войны, основным результатом которой являлись отмена рабства и принятие Конгрессом США 31 января 1865 года XIII поправки к Конституции, ликвидировавшей рабство в национальном масштабе, перед страной встала серьезная задача поиска путей интеграции чернокожего населения в американское общество. Значительная масса белого населения не признавала афроамериканцев и их права. Чернокожее население подвергалось расовой дискриминации, классовому угнетению, унижениям, террору. Об этом свидетельствуют деятельность тайного общества Ку-клукс-клан, устраивавшего страшные расправы над неграми, Суд Линча, распространившаяся на юге сегрегация. Крайне тяжелыми были и условия жизни чернокожего населения. В связи со всеми этими факторами, афроамериканское население начало массовую миграцию с Юга на Север, где условия жизни предоставляли больше возможностей для развития этой части американского общества. Гарлем превратился в район проживания афроамериканцев в начале 1900-х годов, а уже к 1920 году стал центром афроамериканской культуры. Но расовые предрассудки все еще контролировали белое население, особенно серьезны были кровавые расовые беспорядки 1919 года, получившие название «Красное лето».

Гарлемский ренессанс явился следствием тех изменений в жизни афроамериканского общества, которые произошли со времен отмены рабства и вплоть до массового переселения негров на Север, участия их в Первой мировой войне, индустриализации, да и вообще всех социально-культурных изменений, происходивших в США в начале XX века. В свою очередь, факторами, способствовавшими спаду деятельности Гарлемского ренессанса, явились Великая депрессия и сложная экономическая ситуация в стране.

Суть Гарлемского Ренессанса состояла в том, чтобы посредством искусства, деятельности писателей, художников, музыкантов избавиться от расовых предрассудков и стереотипов, добиться социального и политического равенства, доказать белому населению, что афроамериканцы такие же люди, стоящие на одной ступени развития с белыми, способные к труду, творчеству и образованию.

Еще в 1917 году Х. Харрисон организовал газету «Голос», один из основных идейных центров Гарлемского ренессанса. Отправными точками Гарлемского ренессанса считаются произведения афроамериканских авторов Клода Маккея, Джеймса Уэлдона Джонсона и др., рассказывавшие о жизни чернокожего населения в Америке.

Довольно-таки сложно дать какую-либо четкую характеристику искусству Гарлемского ренессанса, оно состояло из множества различных стилей и направлений: от традиционных к более современным(в музыке этими направлениями являлись джаз, блюз и др., в литературе – модернизм и др.), но во многих из них прослеживается тема жизни и судьбы афроамериканского народа. Нередко афроамериканские писатели и художники прибегали к мотивам афроамериканского народного фольклора.

Движение Гарлемского ренессанса поддерживали не только влиятельные круги чернокожего населения, но также и некоторые представители белых американцев, такие как Карл Ван Вехтен, Шарлотта Осгуд Мэйсон. Многие афроамериканские музыканты становились членами музыкальных групп и коллективов, основанных белыми американцами. Также различной была и аудитория, для которой предназначалось афроамериканское искусство: как представители среднего класса афроамериканского населения, так и представители белого населения. Поэзия и проза афроамериканских писателей публиковались в таких журналах, как «Кризис», «Возможность», принадлежавших чернокожим издателям. Также активно публиковались работы афроамериканских авторов в журналах и издательских домах, принадлежавших белым американцам. Музыка Гарлемского ренессанса тоже была адресована как белому, так и черному населению. Многих американцев привлекала музыкальная и ночная жизнь Гарлема. Одним из самых популярных мест в Гарлеме был знаменитый клуб «Коттон клаб».

 

Время Гарлемского ренессанса открыло много новых возможностей для афроамериканских писателей, художников, музыкантов, да и в целом для всего афроамериканского населения. Если раньше работы афроамериканских писателей практически не публиковались, то в это время их литературные произведения получили массовое распространение. Многие из афроамериканских писателей стали известными, например Джин Тумер, Ричард Райт, Джеймс Уэлдон Джонсон, Ален Локк, и уже ранее упоминавшиеся Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей, Зора Нил Херстон. Художники Джонсон и Палмер Хайден создали уникальные работы, отражающие афроамериканские сюжеты.

Гарлемский ренессанс изменил не только культурное, но и социально-политическое положение афроамериканцев. Массовая миграция на север изменила образ афроамериканцев из деревенских, неграмотных «крестьян» в городских, образованных людей, представителей среднего класса. И именно посредством этого афроамериканцы вошли сначала в общеамериканскую, а впоследствии и в мировую культурную и интеллектуальную элиту.

Представители Гарлемского ренессанса верили в демократические реформы, в искусство и литературу как средство перемен и воздействия на белое население, верили в себя и свое собственное светлое будущее. Гарлемский ренессанс прервался внезапно, что было обусловлено Великой депрессией, и афроамериканцы оказались просто неподготовленными к таким резким социальным и экономическим изменениям, уделяя основное внимание именно своей культуре и духовному развитию.

Во время Гарлемского Ренессанса афроамериканская культура получила широкое общественное признание и достигла пика своего развития. Время Гарлемского Ренессанса – это время не только культурного, но и политического вовлечения афроамериканцев в жизнь страны. К числу политических организаций, действовавших в то время, относятся «Национальная Ассоциация содействия прогрессу цветного населения» (анг. National Association for the Advancement of Colored People), «Объединенная ассоциация по улучшению положения негров» (анг. United Negro Improvement Association) .

Гарлемский ренессанс можно с уверенностью назвать поворотным моментом в истории афроамериканского сообщества. Это время культурного самовыражения, расовой гордости чернокожего населения. Несмотря на то, что в конце 20-х годов эпоха Гарлемского ренессанса закончилась, ее достижения продолжали оказывать влияние на последующее культурное и политическое развитие афроамериканцев.

 

Использованные материалы: