На главную страницу


События 9/11 застали меня за занятиями над домашним заданием. Школа (ранние годы), столько лет прошло, а помнится достаточно отчетливо, как в прямом эфире я наблюдал за происходящими в далеком Нью-Йорке событиями, многого не понимая. В детском сознании отпечатались кадры врезающихся самолетов, но не было ощущения какого-то ужаса - было даже очень интересно, словно наблюдаешь очередной американский боевик.

И вот прошло 10 лет. Я тогда и представить себе не мог, что ровно через 10 лет попаду туда, куда смотрел через экран домашнего телевизора. "Ground Zero", как называют место катастрофы американцы (по-нашему, вроде, звучит как "эпицентр"), находится аккурат в самом деловом районе Нью-Йорка. Туда я добрался минуя Уолл Стрит - всего 10 минут пешком от одноименной станции метро, и вот вашим глазам предстает очень странная картина.

Среди фантастически высоких зданий, которые буквально давят своими размерами на узенькой Уолл Стрит и соседних с ней улицах, вдруг вырисовывается большой пустырь. Пустырь окружен забором, кругом строительная техника, а из-за ограждения прорастает новый небоскреб, как огромный бамбуковый побег. Он пророс уже достаточно высоко, а ведь судя по строительным плакатам - это лишь половина будущего здания. Эта грандиозная стройка - новая башня ВТЦ. Взамен двух угловатых и не самых красивых (но величественных) близнецов нью-йоркцы получат стеклянную пирамидообразную постройку, окруженную мемориальным комплексом. По сути, забор ограждал именно сооружение мемориала, в то время как небоскреб строился наверху. Его основание и первые этажи уже были отделаны. Сквозь маленькую щелку мне удалось подсмотреть, как аккуратно выделены те два котлована, где когда-то стояли близнецы.

Потом я остановился у какого-то фонарного столба через дорогу от Ground Zero и просто смотрел на эту стройку несколько минут. Неподвижно, молча. Я воображал, как же выглядело это место, когда громадная конструкция Башен Близнецов из стекла и бетона начала разваливаться, погружая улицы, по которым сегодня без проблем я прошел, в глубокий мрак из пыли и грязи. Я представлял, как люди бегут от смерти, как пожарные и полиция оцепляют район, как облако густого черного дыма расплывается над утренним Манхэттеном. Я взглянул на ближайший небоскреб, задрав голову настолько, что шею начало сводить - все для того, чтобы представить, как падает такое грандиозное здание, которое на деле в полтора раза меньше, чем башни ВТЦ.

Честно скажу, с моим неплохим (и местами больным) воображением мне вдруг сделалось не по себе. Весь масштаб, всю суть трагедии невозможно оценить сквозь экраны телевизоров и мониторов - это надо прочувствовать там, где, пожалуй, даже сохранилась особая энергетика. Стоит лишь подумать, что ты стоишь в 15 метрах от того места, где несколько тысяч людей навсегда перешли из земной жизни в то-что-будет-после-нее, и сердце сжимается. 

Я не знаю, что изменилось в сердцах людей, которые видели воочую события десятилетней давности. Я говорил лишь с теми, кто видел теракты по телевизору. Но я видел, как изменился облик города. Рваная рана на манхэттэнском пейзаже очень заметна издалека, и ее невозможно будет прикрыть новыми постройками - тот город, который смотрел с открыток и фотографий до 2001 года, ушел безвозвратно. Вместо него растет новый Нью-Йорк, с новым поколением американцев, с новыми небоскребами и неоновыми вывесками. Скоро он затмит свое прошлое ночными огнями и своеобразной красотой "каменных джунглей".

Но о том городе, что перестал существовать 10 лет назад, остается память.

 

Skyline